Больше года длится полномасштабная война России против Украины. С началом боевых действий страны Запада ввели против агрессора беспрецедентные санкции, целью которых является ослабление экономики РФ до такой степени, чтобы у нее не было возможности продолжать войну. Среди санкций: ограничение продаж нефти и газа, эмбарго на экспорт угля, запрет на золотовалютные операции, ограничения на поставки товаров и оборудования и многое другое. Также персональные санкции введены против представителей крупного российского бизнеса. За год войны Россия поставила антирекорды по оттоку капитала, эмиграции и расходам бюджета. Каждый гражданин РФ каким-то образом ощутил на себе изменения в доходах, сбережениях и перспективах на жизнь. Тем не менее, агрессор все еще находит ресурсы на ведение войны, а значит - санкции не в полной мере достигли своей ключевой цели. О том, как санкции Запада влияют на экономику России, читайте в материале "Апострофа".
Санкции не влияют, но влияют
После того, как Запад начал вводить санкции в отношении страны-агрессора, Путин на каждом совещании из бункера заявлял, что санкции на Россию не влияют, что экономика работает стабильно.
«Ничего из того, что нам предсказал враг, не произошло. И это было сделано, конечно, в первую очередь, благодаря гражданам России, их пастве, всей нашей пастве. Но последнее, но не менее важное: это результат работы правительства», - говорил кремлевский диктатор.
Однако, в конце марта 2023 года Путин признал, что введенные в отношении РФ санкции из-за войны могут негативно сказаться на состоянии дел в экономике страны: "Введенные против российской экономики нелегитимные ограничения в среднесрочной перспективе действительно могут негативно на ней сказаться. В связи с этим нам необходимо обеспечить устойчивое увеличение внутреннего спроса".
Падение ВВП
Теперь давайте реально посмотрим, как изменилась экономика страны агрессора за год санкций. Для объективности возьмем информацию только из официальных российских источников: Росстата, Минфина РФ и Центробанка.
Росстат предварительно оценил падение ВВП по итогам 2022 года в 2,1%. Это ниже, чем в пандемию 2020 года (-3%) и чем ожидали, Банк России (-2,5%) и Минэкономразвития (-2,9%). Как отмечает Росстат, не столь большое падение ВВП произошло во многом благодаря возросшим государственным расходам.
После введения нефтяного эмбарго в декабре 2022 года упали котировки российской нефти Urals из-за чего в марте 2023 года дефицит бюджета уже превысил запланированные на год 3 трлн рублей.
Падение производства, торговли и потребления
Производство легковых автомобилей за 2022 год сократилось на 67%, всего автотранспорта, включая грузовики и автобусы, - на 44,6%.
За минувший год продажи автомобилей снизились на 58,8% - до 687 тысяч штук.
Похожий обвал произошел и в производстве стиральных машин (- 49,2%), холодильников (- 42,2%) и другой бытовой техники.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в физическом выражении в 2022 году упал на 6,7%, в четвертом квартале по сравнению с этим же периодом 2021 года - на 9,5%, а непродовольственная розница, где высока доля импорта, за год сократилась на 14,3%.
Например, расходы россиян на одежду, с поправкой на инфляцию, в 2022-м сократились на 6,6%. Продажи мебели упали на 19,8%, мобильных телефонов - на 27,5%, холодильников - 14,6%, стиральных машин - на 18,4%.
Покупательская способность россиян по основным продуктам питания упала по 15 из 24 категорий. Например, в 2021 году россияне на среднедушевой доход могли купить 102,8 килограмма говядины, а в 2022-м - 97. При этом, по оценке Росстата, доступность свинины и курятины выросла.
Всего за 2022 год потребление продовольствия в физическом выражении, по данным Росстата, упало на 1,5%, в четвертом квартале - на 3,9%.
И что интересно, продуктовые ритейлеры связывают падение спроса с оттоком платежеспособного населения из страны.
Отток населения
Сразу после начала войны против Украины Россию начали покидать люди не согласные с действиями Путина. Но особенно поток уезжающих увеличился после объявления мобилизации в сентябре. Официальные данные о количестве выехавших россиян власти не публикуют. Количество эмигрантов можно примерно оценить по статистике государств, куда россияне переместились. Так Forbes сообщал о 700 тыс. уехавших только за две недели после начала мобилизации. Примерно в 500 тыс. масштабы эмиграции оценивали Washington Post и The Bell.
Страну покинули в основном молодые мужчины, люди "богаче среднего и более образованные".
Это также негативно сказывается на экономике и на рынке труда. К примеру, отправка на войну 300 тыс. мобилизованных - потеря около 0,5% рабочих рук. По сведениям Банка России, каждое второе предприятие испытывает дефицит кадров, в том числе трети не хватает квалифицированных специалистов.
Вывоз средств за рубеж
С началом войны россияне кинулись забирать свои деньги из банков. Однако, самый высокий отток капитала произошел после объявления мобилизации. А сумма средств россиян в банках за рубежом утроилась - с 2,27 до 6,63 трлн в рублевом исчислении за 2022 год.
Иностранные банки продолжают открывать счета и предоставлять платежные карты россиянам и это хорошо, поскольку, осев в банках Европы, США, ОАЭ, Турции, эти деньги навсегда покидают сферу влияние агрессора, начинают работать на свободные экономики и не будут потрачены на войну.
Россияне забрали из российских банков свыше 40% хранившейся там валюты. Центробанк оценил отток капитала за 2022 год в $217 млрд и прогнозирует утечку еще $68 млрд в 2023 году.
Зависимость от Китая
Как отмечает российская официальная статистика, торговля России со странами, поддерживающими санкции, существенно сократилась. А вот зависимость РФ от КНР возросла. Товарооборот с Китаем вырос на 28%, сообщила Федеральная таможенная служба (ФТС). Причем, Китай наращивает только закупку российского сырья. Импорт Китая в Россию вырос всего на 4,5%.
Можно еще отметить, что за 2022 год вырос на 10% товарооборот России с Беларусью и достиг рекордных $50 млрд. Причем, торговое сальдо в пользу Беларуси. Она впервые продала в Россию больше, чем купила.
Петля затягивается
Из всего вышеописанного можно сделать следующие выводы. Западные санкции пока не привели к коллапсу российской экономики. Однако, вопреки уверениям Путина, они все же работают. Санкции подрывают потенциал развития целых отраслей и модернизации производств. Крах российской экономики нарастает, как снежный ком: бизнес-структуры продолжают релоцировать компании и капитал в более благоприятные для развития регионы, иностранные инвестиции в экономику прекращаются, а частные средства граждан день за днем утекают в банки мирных стран, опустошая финансовый резерв РФ. Несмотря на это, российская власть надеется, что Запад уже исчерпал ресурс на санкции. Однако, это не так. Как сказал глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, 2023 год станет годом активизации вторичных санкций. Россия может потерять часть поставщиков, которые сейчас помогают обходить ограничения. А отток частного капитала продолжается при всех введенных правительством препятствиях для этого. Таким образом петля на российской экономике еще больше затягивается. И это наш ключ к победе над захватчиком.