RU  UA  EN

среда, 20 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Руслан Батицкий: Украинское кино живет, и испытания, через которые оно приходит, делают его сильнее и глубже

Украинский режиссер рассказал о своем новом фильме

Украинский режиссер рассказал о своем новом фильме Фото:

Вскоре премьера - завершились съемки украинского фильма "Игра в слепоту". Это кино о силе духа и несокрушимости слабовидящих людей, которое должно мотивировать всех людей с инвалидностью, в том числе - и ветеранов войны, не терять веры в себя и жить полноценной жизнью.

Над фильмом работает украинско-германская кинокоманда во главе с режиссерами Русланом Батицким и Анной Борисовой при поддержке Украинского культурного фонда. Премьера фильма намечена на конец октября, после чего его планируют показать на международных кинофестивалях.

О жизни слабовидящих, о том, как проходили съемки и чем живет украинский кинематограф сейчас - в нашем разговоре с главным режиссером фильма Русланом Батицким.

- Руслан, приветствуем вас. В скором времени состоится премьера вашего фильма "Игра в слепоту". О чем этот фильм и какова его главная цель?

Привет. Фильм, который мы создаем с Анной Борисовой и нашей замечательной командой, о свободе к жизни, о том, как найти в себе силы двигаться вперед, несмотря на травму, препятствия или страхи. В фильме мы рассказываем истории людей, которые смогли преодолеть свою травму и, несмотря на инвалидность, нашли себя, стали успешными и даже счастливыми людьми.

– Почему именно эта идея была выбрана для съемок фильма?

- У нас с Анной есть долгий опыт сотрудничества с Украинским паралимпийским комитетом и с отдельными паралимпийскими командами.

Начиная с 2013 года, когда мы снимали курсовую работу Анны "Железная маска" об украинской команде по фехтованию на колясках, знакомство и сотрудничество со спортсменами паралимпийцам всегда было источником вдохновения. Я вспоминаю ту невероятную поездку в мае 2013 года в Евпаторию, прекрасную параолимпийскую базу на берегу моря и очень необычный, но интересный вид спорта - фехтование на колясках. Это все было столь новым и увлекательным и самым неожиданным было взаимодействие со спортсменами, многие из них уже тогда были победителями и призерами европейских и мировых чемпионатов, но они были открытыми, положительными и искренними.

Позже некоторые из них станут параолимпийскими золотыми медалистами, в частности Андрей Демчук и Антон Дацко в Рио 2016, Наталья Морквич, Артем Манко, Елена Федота и команда в составе Евгении Бреус, Елены Федоты и Наталии Мандрик получат серебряные награды на Паралипиаде в Токио в 2020 году. Более того, у них будет еще много медалей чемпионатов мира и Европы. И вообще, за все годы сотрудничества с украинской паралимпийской сборной мы были поражены тем, насколько они успешны и признаны в мире, и при этом получают значительно меньше внимания в Украине, чем, например, Олимпийская сборная или футбольная сборная.

В свое время, работая в Kyiv Post, мы даже сделали видео о достижениях украинской паралимпийской сборной. Так, за все время украинские паралимпийцы звоевали 176 золотых медалей, 205 серебряных и 203 бронзовых. В общем командном зачете за последние 19 лет они не опускались ниже 6 места. То есть, в соревнованиях где более 150 стран украинцы занимают 3 место в Турине 2006 году и Рио 2016, второе место в Пекине 2022 (уступив только хозяевам китайцам) и еще 4 раза занимают 4 место и два раза - шестое в другие годы. Это невероятные результаты и хочется, чтобы украинцы больше знали об этом и ценили своих спортсменов, реальных звезд в мире.

– Мы знаем, что фильм состоит из двух частей – игровой и документальной, а главную роль играет ребенок. Как проходил кастинг и сложно ли работать с ребенком на съемочной площадке?

– Еще в университете нас учили, если вы решаете включить в актерский состав ребенка, умножайте запланированное съемочное время на полтора, а если еще у вас планируется съемка животных (в нашем фильме важную роль играют несколько птичек), то съемочное время увеличится в два раза. Но благодаря серьезному подходу к процессу кастинга, мы смогли сделать максимально удачный выбор.

Наша актриса Вера Петрова, несмотря на совсем юный возраст (на момент съемок ей исполнилось 10 полных лет), очень профессиональная. У нее уже был опыт работы на площадке в других проектах, поэтому процесс съемок ей был знаком. И все же ее актерский талант, любовь к кино и умение слышать режиссера и других участников съемочного процесса стали залогом качественной работы на съемочной площадке. И величайшей неожиданностью стало ее трудолюбие, то как Вера выдерживала долгие 10-12 часовые смены и при этом, зайдя в кадр, всегда включалась в работу – это было поразительно.

Хочется поблагодарить Веру и особенно ее маму, и попросить их не останавливаться и дальше развивать талант, учиться актерскому мастерству. Я верю, что Вера – будущая звезда украинского, а возможно даже и мирового кино.

- Почему для диалога со зрителем вы выбрали малоизвестную в Украине игру – голбол? Удалось ли сделать актеров из черкасских голболистов?

- Одна из задач нашего фильма – рассказать широкой аудитории о паралимпийском движении и о спорте для людей с инвалидностью. В свое время меня очень заинтересовали разные виды спорта, адаптированные или специально созданные, например, для незрячих людей. И голбол был одним из самых необычных. Уже позже, когда мы познакомились с украинскими командами из Полтавы, Белой Церкви и Черкасс, и я попытался играть в эту игру, был поражен тем, насколько это интересный процесс. Представьте себе: вам заклеивают глаза медицинским пластырем и сверху надевают специальную голбольную маску. Вы оказываетесь в полной темноте и слух и осязание теперь ваши основные органы чувств. Ваша задача – определить направление, где стоят ваши соперники, и забросить мяч в их ворота. При этом вы должны слушать, когда они бросают ответный мяч и вовремя отбить или поймать его.

Но самое интересное начинается, когда мяч прилетает в вашу сторону и попадает вам, скажем в голову. Вот здесь к базовым навыкам ориентировки в пространстве добавляется страх и мысли о том, как поймать или отразить следующий бросок. Как самому попасть между игроками, чтобы мяч таки залетел в ворота противника и это все умножается на то, что нужно постоянно четко понимать вашу позицию на площадке и ориентацию в пространстве. Чувства невероятные – всем рекомендую. Возвращаясь к голболистам из Черкасс, прежде всего стоит отметить Сергея Врабия - именно он сыграл главную роль в нашем фильме, более того последние версии сценария писались именно под него. В самом начале создания сценария (а первая его версия была написана еще в 2020 году), мы рассматривали несколько кандидатур на роль отца.

Однако впоследствии, когда я уже познакомился с Сергеем (на кубке Украины по голболу в Полтаве в 2021 году), постепенно мы понимали, что он именно тот, кто нам нужен для этой истории. В конце концов, зритель будет судить, получилось ли у нас сделать из голболистов актеров. Но то, что я точно могу сказать на этом этапе - кроме Сергея, у нас в фильме играли еще четверо голболистов из Черкасс, шестеро детей-голболистов из Житомира и Коростеня, их тренер Светлана Мороз и все они отлично отработали на площадке и передали этому фильму именно ту энергию, которую мы искали. Мне ярко запомнился один момент с голболистом из детской команды – Димой.

Он самый молодой и местами чувствовал себя неуверенно, возможно, даже немного терялся в процессе тренировки и заметно было, что немного огорчался из-за этого. Я же старался их сильно не модулировать в процессе съемки, потому что их сцена - это привычный процесс тренировки, поэтому им руководить должна была тренерка, чем я. Но после съемки, просматривая материал, стало ясно, что эта его неуверенность и несколько растерянность - невероятно искренни и придают столь необходимую честность этой сцене и всему фильму. Поэтому я через тренера еще раз передал персональную благодарность Диме за его хорошую актерскую работу.

– Насколько нам известно, над фильмом работала международная команда. Не боялись ли люди ехать для съемок фильма в страну, в которой идет война и постоянно раздаются воздушные тревоги?

- Прежде всего, хочу поблагодарить нашего талантливого оператора Антона Яремчука, именно благодаря ему мы смогли создать то замечательное изображение, которое вы уже наверняка могли увидеть на кадрах со съемки и наконец увидите на экране. И именно он смог привлечь своих коллег из Берлина (с которыми он знаком еще с университетских времен в киношколе Babelsberg).

Убедить их приехать в Украину было непросто. И у них были опасения относительно безопасности. И все же, когда мы им описали условия, в которых мы будем снимать и то, что для экстренных ситуаций у нас есть бомбоубежище прямо на съемочной площадке, они решились на приезд. И в конце концов их мнение очень сильно изменилось, потому что они увидели, что, несмотря на опасность, которая здесь существует (в первое же утро, они своими глазами увидели запуски ракет Patriot, которые сбивали российские ракеты) - украинцы продолжают жить, продолжают бороться и продолжают создавать кино .

Художник по свету Пабло даже выразил желание и уехал с Антоном на восток после завершения съемок. Антон является основателем и руководителем благотворительной организации Base UA, которая занимается эвакуацией и медицинской помощью населению в прифронтовых зонах и культурно-социальной работой с детьми и подростками. И поэтому путешествие в Краматорск через Киев было для Пабло словно открытием нового мира. Именно такое сотрудничество и взаимодействие способствует тому, что у граждан европейских стран постепенно усиливается желание помогать нам. Ибо они видят своими глазами нашу работу и нашу борьбу.

– У вас есть успешный опыт участия в международных кинофестивалях. Увидят ли "Игра в слепоту" жюри и зрители за границей?

- Наша целевая аудитория – это украинский зритель. Мы обращаемся и хотим вдохновить всех, кто сейчас проходит через испытания, будь то травма, потеря конечности, потеря зрения, или любая из других нозологий. Примерами наших основных героев мы хотим показать, что есть путь. Что спорт – это один из инструментов реабилитации, один из способов вернуться к обществу. Конечно, он не сможет вернуть старую жизнь, однако он может помочь найти себя и свое место в жизни при новых обстоятельствах. Для украинцев эта тема очень актуальна сейчас. Однако мы планируем частично обращаться и к иностранной аудитории. Так игровая часть фильма планируется к показам на международных кинофестивалях, и мы надеемся, что она послужит для того, чтобы рассказать о силе духа украинцев зрителям за границей.

- В вашей ленте освещается очень важная и непростая тема. Вы много общались и работали с людьми, имеющими недостатки зрения, очевидно, вы более глубоко погрузились в проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Это изменило что-нибудь в вашем мировосприятии? Как съемки этого фильма повлияли на вашу жизнь?

– Да, глубокое исследование темы и понимание жизни главных героев – это базовый принцип, который я использую при разработке фильмов. И это включает в себя не только знакомство и общение с героями и персонажами будущего фильма, но и чувство проблемы так сказать "на себе". Так, например, я закончил обучающий курс/семинар "Ориентирование и мобильность" замечательного инструктора Евгения Света и его коллег с кафедры тифлопедагогики университета им. Драгоманова.

В течение 10 дней мы получали базовые навыки, которые должны иметь инструкторы, работающие с незрячими и лично для меня самым ценным опытом были практические занятия, когда мы одевали маски на глаза, брали тростники и ходили по городу, учились правильно пересекать улицу на пешеходных переходах, пользоваться общественным транспортом, метро. И в целом приобретали навыки ориентировки и мобильности, которые являются базовыми для незрячих людей, желающих иметь самостоятельность.

Кроме этого, как я упоминал ранее, я и некоторые другие члены команды тренировались в голбол и посещали тренировки разных голбольных команд, в том числе Национальной украинской сборной по голболу в г. Полтава. Конечно, все эти новые навыки меняют жизнь. Позволяют под другим углом взглянуть на испытания и обыденность, в которой живут люди с нарушениями зрения, да и в целом с другими видами инвалидности. Кроме того, по заказу ProtezHub мы помогали создать обучающую платформу для реабилитологов, эрготерапевтов и протезистов, и, общаясь с лекторами и профессионалами в этой сфере, мы тоже смогли многое почерпнуть для себя и для истории нашего фильма.

- Это - не первая ваша киноработа, зрители знают вас по фильму "Уроки украинского" и другим лентам. Какой диагноз вы поставили бы украинскому кинематографу? "Пациент" скорее жив?

- Конечно же, украинское кино живет, более того, испытания, через которые оно приходит сейчас и особенно последние 10 лет с начала Революции Достоинства, действительно делают его сильнее и глубже. У нас произошел расцвет документального кино. И речь не только о международном признании на кинофестивалях таких замечательных фильмов как "20 дней в Мариуполе" или "Земля голубая как апельсин", "Живая ватра" и многие другие. Игровое кино становится очень тонким и глубоким. Точность и честность при исследовании тем, которую позволяют себе современные украинские режиссеры, просто невероятна. Просто сходите в кинотеатр и практически каждый украинский фильм, который там сейчас показывают, талантлив и интересен. Поэтому советую всем смотреть украинское кино.

- Почему важно снимать кино и создавать искусство даже во время войны?

– Одна из важнейших ролей искусства и кино, как одной из его форм – вдохновлять людей и помогать переосмысливать и преодолевать трудности, возникающие на их пути. Кино - это своеобразное зеркало, помогающее обществу и каждому человеку посмотреть на самих себя. На мгновение увидеть те вещи в своей повседневной жизни, которые мы обходим и не уделяем должного внимания. Именно поэтому во время войны нужно продолжать создавать, кино, писать книги, музыку и помнить, что, несмотря на все испытания, мы должны оставаться людьми.

Читайте также

Новини партнерів