RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Общество
Мнение

Наставничество для роста: как обмен знаниями поднимает громады

партнерский материал

Анастасия Драчук, руководитель программного отдела Будуємо Україну Разом Фото: Facebook

20% от общего количества громад в Украине относят к территориям с возможными или активными боевыми действиями. По состоянию на сентябрь 2023 их насчитывается в официальном перечне почти 300.

За 2022-23 нам в БУР удалось поработать более чем со 150 громадами из разных уголков Украины. Общей чертой у них заметно, что восстановление требует гораздо больше, чем просто материальных ресурсов. Так, чрезвычайно важно восстановить сельскую и городскую инфраструктуру — дороги, чтобы быстро передвигаться как экстренным службам, так и бизнесу, дома, чтобы жильцы проживали в комфортных условиях с целыми окнами и крышами. Но не менее важны и места культуры — клубы, библиотеки или актовые залы в школах. В таких пространствах громады могут собираться и совместно решать вопросы развития, поиска финансирования или привлечения молодежи к своей деятельности. Восстановление требует обмена знаниями и идеями. И не только от старших к младшим, но и наоборот.

На тренингах мы предлагаем рассмотреть множество различных вариантов взаимодействия и привлечения большего количества людей в жизнь сообщества. Но сегодня предлагаю рассмотреть такие, как менторство и наставничество. в том, что первое сложнее внедрять, потому что оно требует выстраивать более глубокие личные отношения. Второе же происходит на более профессиональном уровне. Я сама из города Острог, поэтому по своему опыту знаю, что когда "все всех знают", то сложно доверять другому человеку персональные переживания. Поэтому наставничество может стать хорошим вариантом. Такие отношения могут быть долговременными и часто развиваются на основе взаимного уважения. Обсуждения же ведут к решению конкретных вопросов, дилеммам или созданию новых решений.

Каков план действий?

Шаг 1. Оценка потребностей и постановка целей. Прежде чем приступить к программе наставничества, громаде необходимо провести тщательную оценку потребностей и ресурсов. Кто готов приобщаться к встречам, кто ищет наставника, а кто готов им стать, где могут проходить встречи, могут ли параллельно реализовываться проекты, если да, то какие. Также можно рассмотреть межрегиональное сотрудничество — в Украине много ОТГ, которые будут рады делиться собственным опытом, а также перенимать его от других.

Шаг 2. Перестать мыслить предубеждениями. Очень часто людям нужно сделать первый шаг, получить положительный опыт, чтобы они поняли, как это работает. Поэтому можно начать с небольшой встречи у себя в громаде с наиболее активными подростками, юношами и юношами и руководителями громад. Так вы поймете, что нужно улучшить для молодежи, но и обсудить, как они могут приобщиться к развитию громады. К примеру, на одном из выездных тренингов Харьковские громады идентифицировали проблему — низкий уровень цифровых навыков среди пожилых людей. Многие имеют поврежденное жилье, а самым удобным вариантом податься на компенсацию является заявка через Дию. С другой стороны, есть юные активисты, которые хотят быть вовлеченными в процесс восстановления, однако не понимают как. Потому что пока им 14-15 лет, так что перекрывать кровли самостоятельно, носить пеноблоки им не стоит. Так родилась идея создать таких подростков цифровых агентов.

Шаг 3. Обмен опытом. Громады с запада и востока Украины на общих тренингах видят, что они не одни. Потому что сталкиваются с похожими проблемами: как построить системную работу, наладить проектные отделы, которые будут реализовываться точечные проекты для улучшения качества жизни, как делегировать работу разным командам. Такие вопросы возникают как у активистов, так и у государственных служащих по всей стране. На последнем проекте "Партисипативное восстановление: инструменты и практики для укрепления возможности громад" при поддержке ULEAD с Европой у нас было 85 участников из 65 громад. Для громад Харьковщины стало неожиданностью, что громада из Сумской области в 80% случаев сталкивается с теми же проблемами.

Шаг 4. Наставничество – это навык. Поэтому постоянное обучение может повысить его эффективность. Следует следить за грантовыми, отдельными индивидуальными программами, связанными с развитием громад. Чем больше вы будете общаться с коллегами из разных регионов, тем лучше вы сможете организовывать проекты в своей ячейке. Кроме того, после таких обучений вы можете организовать семинары или вебинары, где поделитесь опытом с активистами. Так вы будете практиковать навык эффективной коммуникации, активного слушания, а еще научитесь разрешению конфликтов. Аналогично, активисты могут извлечь пользу из таких встреч, что улучшит взаимодействие между государством и ОО, поможет развивать навык конструктивной обратной связи. А потом и видеть партнеров, а не конкурентов.

Шаг 5. Искусство маленьких ответственностей. Этому мы учим все громады. Наставничество, по сути, — это рост и развитие. А рост часто начинается с малого. Вместо того чтобы сразу планировать создание большого инновационного парка на территории громады, попробуйте все вместе сначала задачу или проект. У всех вовлеченных в такую активность есть свои сильные стороны. Государственные службы понимают, как работает законодательство, что необходимо, чтобы реализовать тот или иной проект, какие у громады есть средства и каких предпринимателей можно привлечь. Активисты лучше работают с проектным планированием, сбором обратной связи от жителей и привлечением дополнительного финансирования. Подростки и молодежь могут помочь с использованием цифровых инструментов. Независимо от того, это организация местного мероприятия или толоки, такая деятельность не только способствует индивидуальному росту, но и улучшению громады. Прелесть этого подхода заключается в его двойном влиянии: личном развитии для подопечного и коллективном прогрессе для громады.

Реализованные проекты – это кумулятивный эффект небольших, последовательных распределенных обязанностей, прокладывающих путь к расширению возможностей.

Путь к восстановлению наших территориальных громад лежит через сотрудничество. Наставничество и обмен опытом – это мощный инструмент, объединяющий людей всех возрастов и опыта. Сосредотачиваясь на небольших задачах и развивая доверие, громады могут стать сильнее вместе. Ценим эти связи и работаем вместе ради будущего развития демократической Украины.

*Эта публикация была подготовлена при поддержке Европейского Союза и его государств-членов Германии, Польши, Дании и Словении. Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ее автора и не обязательно отражает позицию Программы U-LEAD с Европой, Европейского Союза и его государств-членов Германии, Польши, Дании и Словении.

Читайте также