RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

В Украине будут отключать всех, кто не платит за коммуналку: помогут ли карательные меры

Правительство отменило мораторий на взыскание пени и отключение от сетей

Правительство отменило мораторий на взыскание пени и отключение от сетей Коммунальные долги только растут Фото: УНИАН

Мораторий на начисление пени по долгам за услуги ЖКХ и отключение от таких услуг должников, который действовал в Украине с начала российского вторжения, отменен. Власти и коммунальщики оправдывают такой шаг тем, что в коммунальной отрасли усугубляется кризис неплатежей, при том, что не платят по счетам якобы те, кто в состоянии это делать. Насколько такие аргументы верны, и помогут ли карательные санкции разрешить кризис в сфере ЖКХ - разбирался "Апостроф".

Пеня дисциплинирует

В начале полномасштабного российского вторжения, пытаясь облегчить положение граждан, украинское правительство установило мораторий на начисление пени, а также запретило поставщикам отключать от сетей должников коммунальных услуг. Однако почти через два года было решено, что эти нормы более неактуальны, и 29 декабря 2023 года правительство приняло постановление №1405, которым отменило оба запрета, разрешив поставщикам услуг снова применять способы давления на потребителей, которые вовремя не оплачивают свои счета.

Следует отметить, что коммунальщики не собираются медлить с использованием новых возможностей. В частности, генеральный директор компании Yasno (входит в группу ДТЭК самого богатого украинца Рината Ахметова) Сергей Коваленко сообщил о том, что первые отключения должников начнутся уже с 29 января.

По словам главы комитета Верховной рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрея Геруса, причиной такого решения стало то, что в течение действия моратория платежная дисциплина среди населения значительно снизилась.

"Проблема заключалась в том, что те люди, которые могут платить, и должны платить, особенно в такой сложный период времени, не платили, понимая, что можно не платить, и за это ничего не будет", - отметил на днях глава комитета в эфире единого телемарафона.

В то же время, по словам Геруса, наиболее дисциплинированными плательщиками были субсидианты, которые боялись потерять государственную помощь, а также пенсионеры, имеющие привычку платить вовремя (которые также зачастую являются получателями субсидий).

Снижение уровня оплаты коммунальных услуг привело к росту коммунальных долгов. По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), на начало октября 2023 года задолженность бытовых потребителей за газ составляла 29 миллиардов гривен. Долги за услуги по распределению газа составили 2,7 миллиарда гривен.

По другим коммунальным услугам ситуация также выглядит довольно напряженной. По данным Государственной службы статистики, задолженность по оплате централизованного отопления и горячей воды составляет 23,3 миллиарда гривен, управления многоквартирными домами - 5,6 миллиардов гривен, снабжения холодной водой и водоотводом - 6,4 миллиардов гривен, вывоза бытовых отходов - 1,3 миллиарда гривен, поставок электроэнергии – 6,9 миллиардов гривен.

"Решение правительства позволит уменьшить злоупотребления среди потребителей, которые умышленно не платят за коммунальные услуги, - сказала "Апострофу" глава ОО "Всеукраинское агентство инвестиций и устойчивого развития" Юлия Усенко. - Опыт общения с потребителями показывает, что многие из них, получив предупреждение о начислении пени или отключении услуги, оплачивают хоть часть своего долга, надеясь, что это смягчит позицию коммунальщиков. И это позволяет частично решить проблему неплатежей".

Однако полностью решить проблему с помощью штрафных санкций не получится. Долги будут продолжать расти, поэтому проблемы в коммунальном секторе будут накапливаться и дальше.

"Ведь у предприятий есть собственные долги перед поставщиками газа, угля, электроэнергии, - объясняет Юлия Усенко. - Из-за того, что потребители не платят за потребленные услуги, они не имеют возможности с этими долгами рассчитаться. К этому также добавляются проблемы с качеством менеджмента в компаниях и коррупцией, которые также нуждаются в решении. Все это создает крайне тяжелую ситуацию в коммунальном секторе".

Правительство тоже в долгах

Сами коммунальщики, впрочем, не слишком верят в то, что возвращение штрафных санкций радикально улучшит ситуацию с долгами. Одна из причин состоит в том, что пени, которые разрешается начислять за неоплату коммунальных услуг, на самом деле очень низкие. Согласно закону "О жилищно-коммунальных услугах", они не могут превышать 0,01% от размера задолженности в день.

"Таким образом, в год с одной тысячи гривен долга набегает менее 40 гривен пени (36,5 гривен, - "Апостроф"), - сказал "Апострофу" президент Ассоциации "Укртеплокоммунэнерго" Арсентий Блащук. - Такой размер пени не пугает должников и не стимулирует их к погашению долгов".

В то же время пени, которые коммунальным предприятиям приходится платить по собственным долгам, гораздо серьезнее. По словам эксперта, НАК "Нафтогаз Украины" на задолженность за газ начисляет им штрафные санкции в размере до 50% в год.

"Если бы потребителям начисляли такие пени, то это, возможно, и стимулировало бы их к каким-то действиям", - говорит Арсентий Блащук.

К тому же, взыскание задолженностей с бытовых потребителей является очень длительным и кропотливым делом. Коммунальное предприятие должно на каждого из них подать в суд и получить решение о взыскании.

"После этого все решения суда подаются в исполнительную службу, которая должна осуществить взыскание, - рассказывает Блащук. - Туда же поступает и решение по иску "Нафтогаза" к теплокоммунэнерго о взыскании многомиллионного долга за газ. И исполнителю, получающему процент от взысканной задолженности, конечно же гораздо проще и выгоднее принять в производство это решение, чем сотни мелких решений по должникам. Таким образом, с коммунальщиков долги взимаются, а с потребителей-должников - нет".

В то же время, говорит эксперт, правительство проводит популистскую политику, зафиксировав коммунальные тарифы на уровне, который не покрывает стоимости услуг. Собственно поэтому предприятия-поставщики и терпят постоянные убытки.

"С 2019 года тарифы не повышаются даже на уровень инфляции, - говорит Арсентий Блащук. - Тем временем, цены на газ и электроэнергию, составляющие более половины себестоимости услуг, постоянно растут. Когда правительство замораживало тарифы, оно обещало компенсировать повышение цен из бюджета. Однако он этого не делает, в результате чего его задолженность перед коммунальными предприятиями к концу третьего квартала 2023 года составила 36 миллиардов гривен".

Именно поэтому действенными мерами, которые позволили бы решить проблемы в коммунальном секторе, могли бы стать повышение тарифов до уровня, который бы покрывал расходы поставщиков услуг, и введение более жестких мер по взысканию задолженностей.

"Можно последовать примеру Польши или балтийских стран, - аргументирует Арсентий Блащук. - Они также в свое время имели подобные проблемы с задолженностями. Для их решения были введены жесткие законы, которые предусматривали, в том числе, конфискацию жилья, за которое жители не хотят платить. Конечно, сначала это вызвало недовольство населения. Однако позже люди привыкли к платежной дисциплине, и сейчас коммунальный сектор в этих странах эффективно работает".

Замкнутый круг неплатежей

Впрочем, жесткие меры в отношении должников могут и не стать решением проблем коммунального сектора. Многие граждане не платят за услуги вовсе не потому, что не хотят этого делать.

"Конечно, среди должников есть часть таких, кто имеет возможность оплачивать счета, но по каким-то причинам этого не делает. Однако они не составляют значительной доли в общем количестве, - рассказал "Апострофу" бывший министр социальной политики и вице-премьер Украины в 2014-2019 годах Павел Розенко. - Подавляющее большинство людей, которые имеют задолженности, - это люди с низкими доходами, которые не имеют возможности платить квартплату в полном объеме и нуждаются в государственной поддержке".

В то же время многие из этих людей такой поддержки не получают, поскольку в последнее время в Украине резко сократили программу жилищных субсидий. Если в 2015-2016 годах количество домохозяйств, получавших субсидии, достигало 7 миллионов, то в прошлом отопительном сезоне таких было всего 2,17 миллиона. Это приводит к тому, что значительная часть населения, не имея ни собственных средств, ни государственной поддержки, накапливает долги.

"Когда нынешнее правительство начало разрушать систему социальной поддержки населения, специалисты предупреждали, что кроме кризиса неплатежей в отрасли это ничего не даст, – говорит Павел Розенко. – И сегодня мы видим настоящую катастрофу с неплатежами в коммунальной отрасли. Ее масштаб трудно оценить, поскольку Госстат не дает обобщенных данных. В некоторых городах за последние полтора года задолженности в коммунальном секторе выросли в 2-2,5 раза. И жаль, что правительство на это реагирует неправильно. Штрафами и пенями ситуацию с неплатежами не исправишь. Они лишь усугубят кризис и приведут к росту социальной напряженности".

Выходом из ситуации может стать реформирование системы предоставления субсидий для повышения их доступности для населения. В частности, как считает Павел Розенко, нужно пересмотреть критерии для назначения субсидии. Например, сегодня одним из таких критериев является отсутствие задолженности за коммунальными услугами. Таким образом человек, который из-за нехватки средств пропустил часть выплат, не может получить субсидию и начать оплачивать хотя бы текущие счета.

"Такая постановка вопроса загоняет людей в тупик, - говорит Розенко. - Люди не платят, потому что им не назначают субсидию, а субсидию им не назначают из-за наличия задолженности. Это замкнутый круг, и правительство не предлагает им пути выхода из этого круга".

Также не справляется с задачей назначения субсидий Пенсионный фонд, которому нынешнее правительство передало соответствующие полномочия, забрав их у местных органов социального обеспечения.

"Очень много людей, которые имеют право на субсидию, сегодня жалуются, что им до сих пор не назначили субсидию за октябрь-ноябрь (2023 года). Тем временем, уже прошла половина отопительного сезона, и долги этих людей растут. И вместо того, чтобы навести порядок в системе субсидий, правительство отдает предпочтение введению карательных мер. И можно смело прогнозировать, что это не приведет к разрешению кризиса", - резюмирует экс-министр социальной политики.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів