Президент Украины считает, что европейские страны, в которых временно проживают украинские беженцы, могли бы платить предназначенные для этих людей деньги в украинский бюджет, а уже из него правительство бы перераспределяло средства нуждающимся. "Апостроф" разбирался, с чем могут быть связаны такие заявления главы государства, и насколько реализуемо его предложение.
Президент Украины Владимир Зеленский предлагает странам, которые приютили у себя бежавших от войны украинских беженцев, давать деньги не напрямую этим людям, а украинскому правительству, которое бы и распределяло их среди нуждающихся. Об этом он сказал в интервью немецкому телеканалу ARD.
По словам главы государства, украинцы, которые после российского вторжения покидали страну, вывозили с собой деньги, а те средства, которые европейские правительства выделяют на украинских беженцев, также остаются за пределами Украины и работают на экономики тех стран, в которых находятся наши люди, убежавшие от войны.
Кроме того, добавил он, нередки случаи, когда украинские беженцы получают финансовую помощь, как от Украины, так и от приютившей их европейской страны (такое, в частности, возможно, в случае с пенсионерами – "Апостроф").
Читайте: Германия упрощает получение гражданства: что стоит знать украинским беженцам
"И поэтому я всегда говорил, что для нас гораздо лучше, если бы Германия поддерживала украинцев, давая деньги в бюджет Украины, а потом Украина уже бы перераспределяла эти деньги в зависимости от того, где находится этот человек", - сказал Зеленский.
Вместе с тем, по его словам, решение о поддержке украинцев, − это дело самих немцев и немецкого правительства (а также, очевидно, и правительств других стран - "Апостроф").
Возвращение "резидентов"
Заявление президента выглядит довольно странным, однако озвученному им месседжу могут быть вполне конкретные объяснения.
"Он (месседж) совпадает с тем, что раньше говорили другие высокопоставленные чиновники, в том числе из правительства, различные советники, например, Сергей Лещенко (советник главы Офиса президента – "Апостроф"). И президент, фактически, повторяет эти идеи – как вернуть беженцев в Украину. Нужно это рассматривать как элемент (кампании) возвращения", - сказал изданию руководитель Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Напомним, недавно в швейцарском издании Tages-Anzeiger вышло интервью Сергея Лещенко, в котором он, в частности, заявил, что принимающие страны должны прекратить поддерживать украинских беженцев с тем, чтобы стимулировать их к возвращению на родину. Он назвал чушью утверждение о том, что пребывание на большей части Украины, в том числе в Киеве, опасно, и аргументировал возвращение украинцев из-за границы необходимостью поддерживать национальную экономику через потребление товаров и услуг, а также уплату налогов.
Чуть позже вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина подтвердила, что Украина ведет переговоры с ЕС о возвращении украинских беженцев, однако опровергла утверждение, что Киев настаивает на сокращении помощи вынужденным переселенцам в Европе.
По мнению Виталия Кулика, методами давления вернуть людей, по крайней мере, большинство из тех, кто сейчас находится за границей, невозможно. Более того, считает эксперт, это, скорее, будет иметь прямо противоположный эффект, в результате чего наши беженцы будут ориентироваться на невозвращение в Украину.
"Если находить сейчас взаимопонимание с Европейским Союзом – лишать украинцев "социалки", то, мягко говоря, это не защита украинских граждан, которые находятся в сложном положении, а, скажем так, не совсем справедливая политика в отношении граждан, - говорит эксперт. - У них могут быть разные обстоятельства, некоторые люди могли все потерять в Украине, и им некуда возвращаться, а там (в ЕС) есть хотя бы какой-то социальный пакет".
Деньги не украинцам, а Украине
Есть и другие возможные причины, которые побудили украинского президента сделать столь неоднозначное заявление о выплатах беженцам.
Дело в том, что примерно половина госбюджета Украины 2024 года – это финансовая помощь наших союзников. В нынешнем году мы рассчитываем получить внешнюю помощь в размере 37,3 миллиарда долларов. При этом больше всего – 18 миллиардов евро (19,6 миллиарда долларов) должно поступить от ЄС. Страны Евросоюза планируют рассмотреть вопрос о предоставлении нам четырехлетней помощи на общую сумму 50 миллиардов евро уже на текущей неделе, однако 100%-й гарантии, что этот пакет примут, нет. Ситуация с деньгами от США еще более неопределенная.
В то же время, финансовая помощь, которую выделяют западные правительства украинским беженцам, - это огромные суммы.
По различным оценкам, из-за войны Украину покинуло порядка 6 миллионов человек. Больше всего наших соотечественников осело в странах Евросоюза – по данным Евростата, на конец октября 2023 года, в странах ЕС статус временной защиты получили 4,24 миллиона украинских беженцев.
Только Германия приняла 1,2 миллиона украинцев. Большинство из них получают выплаты, ежемесячные суммы которых колеблются от 357 евро для детей в возрасте до пяти лет, до 563 евро для одиноких взрослых, плюс субсидии на аренду жилья (в большинстве стран ЕС выплаты более скромные).
Согласно информации Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, по состоянию на середину 2023 года, европейские страны выделили более 43 миллиардов евро на помощь украинским беженцам, которая, помимо прямых выплат и жилья, включает в себя медицинскую помощь, образовательные услуги, а также обеспечение продуктами питания и средствами первой необходимости. Очевидно, что на сегодня эта сумма уже больше, так как, по очень грубым расчетам, ежемесячно на нужды беженцев по всему Евросоюзу выделяется около 1 миллиарда евро. Таким образом, речь может идти о сумме, сопоставимой с той, которую ЕС собирается направить на помощь Украине (которая как раз и пополнит госбюджет).
Впрочем, как считает инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса, говорить о том, что сейчас у Украины отчаянное финансовое положение, было бы не совсем верно.
"Было абсолютно ожидаемо, что первые два месяца (2024 года) денег (от западных партнеров) не будет. И важно, чтобы где-то с марта они начали поступать", - сказал эксперт в комментарии "Апострофу".
По его мнению, заявление президента имеет смысл только в том контексте, что помощь западных стран украинским беженцам никак не помогает самой Украине: "Когда вы помогаете беженцам, вы не помогаете Украине, вы помогаете этим людям, которые у вас находятся. Поэтому, если вы хотите помогать нам, то давайте деньги нам".
Посредников не будет
Однако является ли такой сценарий реалистичным? Можно ли ожидать, что европейские правительства согласятся с этим предложением?
"Это точно никто реализовывать не будет, это невозможно", - уверен Сергей Фурса.
Виталий Кулик придерживается аналогичного мнения: "То, что сейчас происходит – это справедливое распределение помощи со стороны иностранных партнеров, непосредственно в руки каждому мигранту". По его словам, никакие посредники здесь не нужны, особенно в лице украинского государства, к которому есть большие вопросы, касающиеся эффективности и коррупции.
При этом, если все же представить, что страны ЕС каким-то немыслимым образом согласятся с предложением украинской стороны и начнут перечислять предназначенные для беженцев средства в бюджет Украины, в этом бюджете довольно скоро появятся новые строки расходов, например, на покупку новой плитки или мебели для очередного новосозданного министерства. Ну, а сами беженцы никаких денег уж точно не увидят.
"Даже наиболее проукраинские политики на Западе не строят иллюзий в отношении эффективности управления в Украине и перераспределения каких-либо финансовых потоков. Поэтому никаких денег в бюджет, а потом из бюджета мигрантам – никто этого делать не будет. Это нереалистичное предложение. И никто нам никаких денег не даст для дальнейшего перераспределения", - резюмировал Виталий Кулик.
К тому же реализация предложения украинского президента невозможна и по чисто техническим причинам. Во-первых, помощь беженцам является сугубо адресной – специальные инстанции отслеживают ситуацию, и очевидно, что на месте существенно проще оценить все нюансы, связанные с конкретным человеком, - кто-то поступает в университет или начинает работать и тогда лишается выплат (даже в случае сезонной подработки производится перерасчет выплат).
Во-вторых, отдельная тема – субсидии на аренду жилья. Если разобрать ее на примере Германии, то здесь государство фактически оплачивает его за тех, кто это сделать не в состоянии по финансовым причинам. Кстати, это касается не только украинских беженцев, но и самих немцев. И в большинстве случаев соответствующие средства выплачиваются непосредственно владельцам жилья, а не квартиросъемщикам. Все это делает идею, озвученную Зеленским, неосуществимой.
Читайте также: Страна ЕС и НАТО увеличила выплаты на беженцев из Украины