RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Общество

Мама, где наш папа: почему к матерям-одиночкам внезапно вернулась память во время войны

Матери-одиночки готовы признать, что у их детей есть отцы - ради материальной выгоды

Матерь одиночка Матери-одиночки во время войны начали вспоминать, что у их детей есть отец Фото: из открытых источников

Многие матери-одиночки, которые годами получали государственную помощь на ребенка, теперь начали вспоминать, что у детей есть папа. Особенно часто вспоминают в том случае, если он погиб на войне, либо если он хочет избежать мобилизации. Насколько эффективными могут быть такие действия матерей-одиночек и внезапно появившихся отцов (о моральной стороне дела речи не идет в принципе), и может ли государство вернуть те средства, которые ранее выделялись матери-одиночке – выяснял "Апостроф".

Участившееся одиночество

Матерью-одиночкой считается женщина, которая не состоит в браке и не имеет записей об отце в свидетельстве о рождении ребенка. Тут сразу необходимо отметить – если родители ребенка живут в гражданском браке, но в свидетельстве записана фамилия отца, то матерью-одиночкой женщина не считается.

Читайте: Расторжения брака недостаточно: какие доказательства нужны отцу-одиночке для отсрочки от мобилизации

По официальным данным, до 2022 года в Украине было около 195 тысяч матерей-одиночек. И такое их количество свидетельствует лишь о том, что данный статус очень и очень часто приобретался исключительно ради государственных выплат и льгот. Особенно в селах, небольших населенных пунктах, где плохо с работой. Бывало (и бывает) такое, что мужчина и женщина намеренно не расписывались, и отец не фигурировал в метрике ради дополнительных денег. А жили вместе.

"Это огромная проблема. С 2000 года количество матерей-одиночек в Украине выросло в шесть раз! Это при общем сокращении численности населения и уменьшении рождаемости. И ладно, были бы это матери-одиночки в возрасте 35-40 лет. Не сложилась особо судьба, прижила ребенка. Бывает. Но извините меня: когда молодые красивые 20-летние женщины – массово матери-одиночки… Я этого не понимаю", – признается в разговоре с "Апострофом" министр социальной политики Украины в 2016-19 годах Андрей Рева.

По его словам, за четверть века значительно изменилось и общественное мнение насчет матерей-одиночек. Это стало вполне нормальным явлением.

"Если раньше женщины как-то стыдились такого статуса, то сейчас этим бравируют. Когда я был начальником управления социальной защиты одного из районов Винницы, то они ко мне дверь ногой открывали: "я – мать одиночка, вы мне должны…", ну и так далее", – говорит Андрей Рева.

Большой куш

Теперь, во время войны, некоторые матери-одиночки стали вспоминать, что они не непорочные девы и у их детей есть (или был) родной отец.

Например, к матерям возвращается память после смерти на фронте отца их детей. Ведь согласно правительственному постановлению №168 от 28 февраля 2022 года, близкие родственники военнослужащих, погибших во время войны, имеют право на получение компенсации в виде единовременного денежного пособия в размере 15 миллионов гривен.

"В настоящее время выплаты при гибели военнослужащего могут получить его жена, дети (общие или усыновленные), и родители. Все – в равной пропорции", – поясняет "Апострофу" бывший директор Центра предоставления бесплатной вторичной правовой помощи Наталка Костишин.

Читайте: Уклонистов - в розыск: для кого наступит "время Х" и что грозит

Одним словом, самой матери-одиночке никакая финансовая помощь не грозит. Ну а дети, если будет доказано, что погибший – их отец, треть компенсации должны получить точно. Да, у погибшего, может быть, была официальная семья и дети. Тогда эти суммы делятся пропорционально. Но все равно для матери-одиночки на кону – большой куш. Как максимум, 5 миллионов гривен. И если дети несовершеннолетние, то мать сможет распоряжаться ими по своему усмотрению.

"Доказать отцовство можно через суд. Предварительно сделав экспертизу ДНК. Обычно такое судебное разбирательство длиться пару месяцев", – говорит "Апострофу" адвокат по семейным вопросам Сергей Кушнир.

Сам ДНК-тест на отцовство, точность его проведения, составляет 99%. Но мать-одиночка, обращаясь в суд, должна быть полностью уверенна, что погибший боец – это именно отец ее детей. Иначе она рискует суд проиграть.

"В ходе теста на ДНК проверяются порядка двадцати маркеров. В странах Европы и США, для Интерпола, их 21. Если один признак не совпадает – еще ладно. Но если не совпадают два маркера – то отцовство уже под вопросом. И суд вполне может вынести отрицательный вердикт", – рассказывают "Апострофу" в медико-генетическом центре "Мама Папа".

Услуги адвоката по установлению отцовства стоят сейчас от 28 тысяч гривен. Экспертное исследование по установлению отцовства в государственных лабораториях – до 20 тысяч гривен. (В частных лабораториях эта услуга стоит около 5 тысяч, но суд результаты может во внимание не принять – только результаты госэкспертизы). Итого – порядка 50 тысяч гривен. Даже если мать-одиночка живет в селе, то такую сумму можно найти. Ведь повторимся – на кону миллионы.

Привет мобилизация

Есть и вторая причина, по которой стало актуальным установление отцовства. Если у матери-одиночки более трех детей от одного отца, то он, установив отцовство, таким образом может избежать мобилизации. В данной ситуации инициатором признания отцовства выступает, как правило, мужчина.

Читайте: В Раде хотят перекрыть "лазейку для уклонистов" в законопроекте о мобилизации: появились детали

В Украине уже было несколько подобных судебных разбирательств после начала войны. В частности, на Волыни в 2023 году двое мужчин придумали интересную схему для уклонения от мобилизации. Они подыскивали многодетных женщин, которые за деньги вписывали уклонистов в метрики своих детей. В итоге, одна из них предстала перед судом. Правда в качестве свидетеля.

Проблема возврата

Возникает дилемма. Долгие годы мать-одиночка получала от государства помощь на детей, а потом вспомнила, что у детей есть отец. Либо же отец, который желает избежать мобилизации, инициирует, чтобы его имя-фамилия фигурировали в свидетельстве о рождении детей.

И вот, мать-одиночка начинает раскачивать качели с судом. И, допустим, выигрывает. Так не должна ли она вернуть эти выплаченные ранее деньги на детей государству? Полученные, признаемся, довольно неправедным путем. Ведь часто рядом был фактический отец детей, просто он таковым юридически не был. Именно ради выплат и льгот.

"Поднимать этот вопрос – это, как говорится, что стричь свинью: шерсти мало, а визгу – на всю округу. Матери-одиночки заголосят – ой, грабят! Да и вообще, это будет очень плохо психологически и морально, не этично. У ребенка погибшего солдата государство заберет деньги, которое выделяло на воспитание… Его отец погиб на фронте, и все списал. В том числе – все поступки матери ребенка. Это мое мнение. Мы вроде хотим наказать мать, а в итоге морально пострадает ребенок, если все узнает", – говорит Андрей Рева.

Но что касается моральной стороны дела – так ребенку можно об этом не рассказывать. А средства, которые государство может вернуть (и направить, к примеру, на армию) - довольно существенные. Средняя сумма выплат матери-одиночке на ребенка за последние десять лет – 2000 гривен в месяц. Для примера, десять лет просто выплат – минимум 250 тысяч. Но плюс еще льготы - на школьное питание для детей, обучение (выплаты могут продолжаться до 23 лет, если ребенок матери-одиночки получает высшее образование). За бесплатный проезд, в конце-концов. Все эти льготы можно монетизировать. А если еще учесть, что, как правило, детей у матерей-одиночек несколько - сумма в итоге накапливается изрядная. И до миллиона гривен легко может дойти.

Предположим, суд установил, что мать-одиночка таковой не являлась. Как в таком случае вернуть деньги? В Минсоцполитики говорят - через суд.

"Если отцовство будет установлено через суд, и при этом установят факт совместного проживания родителей, то тем самым будет подтверждено, что мать получала выплаты незаконно, вводя государство в заблуждение. Это идет как "предоставление заведомо ложной информации". И в таком случае выплаты необходимо будет вернуть – как такие, на которые мать не имела права. Решение по определению переплаты устанавливает управление социальной защиты, и оно может вернуть эти средства через суд", – рассказывают "Апострофу" в пресс-службе Министерства социальной политики.

В случае, если мать-одиночка с отцом своих детей не проживала, то выплаты на них по существующим сейчас законам стянуть невозможно.

"Когда женщина устанавливала статус матери-одиночки, по документам она таковой и являлась. И начинала получать соответствующие выплаты и льготы. Перестала быть по документам матерью-одиночкой, например, установив отцовство или выйдя замуж – все, выплаты и льготы прекращаются", – говорит Наталка Костишин.

При этом стянуть какие-то выплаты как незаконные можно только в том случае, если женщина, не проживавшая с отцом своих детей, вышла замуж или установила отцовство, но при этом не уведомила управление социальной защиты. И продолжала получать деньги и льготы, как мать-одиночка.

"Подобные случаи сейчас не редки, но речь идет только о нескольких месяцах - пока управление социальной защиты не узнает", – поясняет юрист.

Но тут надо подчеркнуть, что все эти законы были приняты еще в довоенное время. И если бы не война, то вопросов о получении части миллионов "гробовых" на погибшего отца детей матери-одиночки, или использовании установления отцовства, как способа избежать мобилизации – даже не возникало бы.

Так что должен быть разработан механизм возврата выделенных государством средств для матери-одиночки (скажем прямо – наших денег, из наших налогов), если она получала их обманом. Даже просто потому, что это будет справедливо.

Смотрите: Во Львове мужчина убегал от ТЦК: чем закончилась история, видео

Читайте также

Новини партнерів