Желание некоторых народных депутатов угодить всем, да еще и заработать при этом, иногда поражает. Это приводит к тому, что одной рукой мы боремся с коррупцией, а другой ее поощряем. Именно так можно расценить попытку принятия (и даже голосования в первом чтении) за законопроект №11340 о повышении эффективности заключения соглашений о признании виновности, который будет предоставлять обвиняемым в коррупции возможность заключить соглашение со следствием и вместо заключения уплатить штраф.
В то время, как некоторые страны (к примеру Китай) ужесточают борьбу с коррупцией, наши депутаты решили максимально либерализировать данный процесс по принципу: заплатил штраф – и на свободу с чистой совестью.
Иногда мне кажется, что депутаты действуют по принципу «если пьянки не удалось избежать, значит, ее надо возглавить». Но ведь что важно? Инициатива внесения законопроекта принадлежит Кабинету Министров. Значит, он формировался в недрах Министерства юстиции. Ни Денис Малюська, ни Денис Шмыгаль не увидели в нем ничего эдакого – несмотря на то, что категорически против и с обоснованной критикой законопроекта выступали и НАБУ, и САП, и активисты антикоррупционного движения. Не увидели ничего странного и 231 депутат, проголосовавшие за законопроект в первом чтении. Нашел в себе силы извиниться только один депутат – Дмитрий Гурин, хотя это уже как мертвому припарки.
К чему приведет принятие этого закона, спрогнозировать несложно. Просто к увеличению «цены вопроса». Если ранее чиновник брал взятки за решение вопроса – он и далее будет их брать, но с добавлением «коэффициента риска».
Давайте говорить откровенно: крупные чиновники редко идут на коррупционные действия. Подписывают важные документы, берут деньги (и потом относят наверх) клерки рангом пониже. Они и попадаются на взятках. Именно они и фигурируют в криминальных хрониках. «Крупные рыбы» остаются вне досягаемости. Разве что арестованный клерк не пойдет на соглашение со следствием и не сдаст своего босса. Теперь же законопроект лишает смысла саму сделку со следствием. Клерк, задержанный с поличным, соглашается выплатить штраф, его боссы заплатят (даже если самая высокая цена – 5 миллионов долларов или 204 млн грн, в мире коррупции и теневых капиталов это не деньги).
Я понимаю, что премьер-министру надо чем-то наполнять бюджет. Я понимаю, что министру юстиции надо поскорее разгрузить тюрьмы. Но не таким же образом! Извините, но с таким же успехом можно легализовать наркоторговцев и киллеров – пусть платят налоги в бюджет или пускай заплатят штраф. Конечно, римский император Веспасиан говорил, что деньги не пахнут. Но он имел в виду налоги на общественные туалеты, а не вот это все, что демонстрируют нам нынешние политики.
Остается верить только в мудрость президента. Если депутаты не образумятся и отдадут свои голоса за данный законопроект во втором чтении, то только вето президента может спасти ситуацию. Для его преодоления потребуются 2/3 голосов депутатского корпуса, а это не реально. Именно поэтому судьба коррупции в стране зависит от воли одного человека. Верю, что логика, разум и справедливость восторжествуют.