Повышение акцизных налогов на автомобильное топливо в Украине в начале 2025 года привело к его подорожанию, однако довольно скоро цены на АЗС стабилизировались. Более того, в последнее время горючее заметно дешевеет в рознице. "Апостроф" выяснял, с чем связана эта тенденция, и что будет с ценами на бензин, дизель и автогаз дальше.
Цены на бензин, дизельное топливо и автомобильный сжиженный газ в Украине в середине марта пошли на спад.
После ощутимого подорожания горючего в начале года из-за роста акцизов на него с 1 января стоимость бензина, дизеля и автогаза на протяжении нескольких месяцев оставалась стабильной. Однако в середине марта произошло довольное резкое снижение цен – если 17 числа бензин А-95 в среднем в рознице стоил 56,66 гривны/литр, то уже 18-го – 56,43 гривны/литр. Дизтопливо подешевело соответственно с 55,13 гривны/литр до 54,8 гривны/литр. По сжиженному газу тенденция не столь заметна, но она тоже есть – 36,93 гривны/литр против 36,85 гривны/литр.
Снижение цен на автомобильное топливо продолжается, и по состоянию на 24 марта один литр бензина А-95 на АЗС в среднем стоил 55,7 гривны, дизеля – 54,3 гривны, автогаза – 36,35 гривны.
Временное стало постоянным
Почему дешевеет горючее?
Главная причина – это снижение мировых котировок нефти.
"Если в начале года цена была 75 долларов (за баррель), потом она буквально за месяц выросла до 82, то сейчас – это 70. То есть такие качели, - объяснил в комментарии "Апострофу" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. - Соответственно, это потянуло вниз ценник и в Украине".
Другой вопрос, почему снижение цен происходит только сейчас, ведь нефтяные котировки находятся на нынешнем уровне уже некоторое время.
"Собралось достаточно предпосылок для того, чтобы опустить цены, - говорит Сергей Куюн. - Несколько недель этому предшествовало ползучее снижение в виде акций в больших сетях по выходным, потом были поползновения в более мелких сетях, и все это привело к более масштабным изменениям".
Акционные предложения в выходные дни сыграли, вероятно, ключевую роль в нынешнем снижении цен на автомобильное топливо.
"Там движение было достаточно серьезное, иногда до 6 гривен на литре", - сказал "Апострофу" эксперт "Нафторынка" Александр Сиренко.
При этом не все АЗС и не всегда возвращали цены после акций в выходные к прежним значениям, а, если и повышали их, то не до тех уровней, которые были до акционных предложений.
"Это стало заметно, к сожалению, только в конце февраля и еще активнее в марте. И, действительно, примерно с 17 марта началось реальное движение", - резюмировал Александр Сиренко.
Нестабильная нефть
Итак, почему падают цены на горючее, мы, вроде бы, разобрались. Но как долго сохранится этот тренд?
"Надеемся, что есть еще потенциал для падения, и я думаю, что одна гривна (на литре) у нас еще есть, - говорит Сергей Куюн. - Произойти это может в период нескольких недель".
Но в целом, многое будет зависеть от мировых цен на нефть (как, впрочем, и от курса гривны, который в последнее время довольно стабильный).
Сейчас есть ожидание падения котировок нефти, в том числе, вследствие реализации планов американского президента Дональда Трампа, хотя пока трудно сказать, как на самом деле будут развиваться события (например, нынешняя неделя началась с небольшого роста цен на нефть ).
Неопределенность с нефтяными котировками вынуждает операторов отечественного рынка нефтепродуктов, как минимум, не спешить со снижением розничных цен на горючее.
"Нефть – это такая история нестабильная, и потом поднимать (розничные цены) будет сложно, и объяснять, что это не они виноваты, а нефть, - объясняет Александр Сиренко. - Во-вторых, у них падает реализация, и, как ни крути, причина – это война (люди воюют, люди гибнут, люди боятся попасть под мобилизацию и меньше ездят, люди продолжают бежать из страны). Поэтому заправки должны больше зарабатывать, а за все платим мы".
Резюмируя, отметим, что в случае сохранения низких котировок нефти и стабильного курса гривны цены на горючее в Украине также будут стабильными и, вероятно, даже немного снизятся. И, наоборот, если нефть подорожает, а гривна заметно ослабнет, цены на топливо пойдут в рост.
У кого в машине газ?
Отдельно стоит сказать несколько слов об автогазе. Цены на этот вид топлива в меньшей степени, чем на бензин и дизель, зависят от котировок нефти. Кроме того, на этом рынке есть свои особенности.
"На него вырос очень существенно налог - на 6 гривен (на литре), - рассказывает Сергей Куюн. - Кроме того, сейчас очень плохая конъюнктура европейская. В декабре заработало эмбарго на поставки в Европу российского сжиженного газа. Большие объемы шли в Польшу, а оттуда – к нам. Этот канал закрылся, и теперь поляки вынуждены везти более дорогой газ, как правило, "морской" (то есть привезенный по морю - "Апостроф"), и это, конечно же, сказывается на цене".
Потребители привыкли к тому, что цена автогаза составляет примерно половину от цены бензина, но сейчас это соотношение превышает 60%.
"Такая диспропорция возникла не только потому, что газ подорожал, но и потому, что бензин подешевел в мире, потому что есть его определенное перепроизводство", - объяснил эксперт.
Относительная невыгодность цены сжиженного газа является причиной того, что автомобилисты все реже им заправляются.
"Розничные продавцы газа плачут – людей нет", - говорит Александр Сиренко.
Будет ли он дешеветь дальше?
"Сложно сказать, - честно признается Сиренко. - Пока что развитие событий на стороне потребителя, и цена падает".