RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

У меня в РФ родня, но я россиян сюда не звал: как воюет на Донбассе самая молодая бригада ВСУ

Как живет единственная горно-штурмовая бригада в составе ВСУ

Как живет единственная горно-штурмовая бригада в составе ВСУ 10 отдельная горно-штурмовая бригада Фото: facebook.com/10brygada

Говорят, что армия – образование страшно консервативное, не желающее выносить на люди свои внутренние проблемы и недостатки. И это действительно так. Но, как и в каждом правиле, здесь тоже бывают исключения. Одним из них стала 10-я отдельная горно-штурмовая бригада Вооруженных сил Украины. Ее командование согласилось показать, как живет и воюет молодая, но уже достаточно серьезно проявившая себя в российско-украинской войне 10-ка.

Корреспондент "Апострофа" получил полный карт-бланш на общение с военными на всех уровнях. Кроме разве что самого командира бригады, который принял для себя решение общаться с журналистами исключительно после завершения войны. Цель эксперимента проста: напомнить украинцам (что не будет лишним не только в День защитника Украины), что где-то на Донбассе до сих пор идет война, помочь им ощутить себя в шкуре тех, кто до сих пор держит фронт, хотя дома все чаще слышит "мы вас туда не посылали", и показать: ничего еще не закончилось.

"Когда мне говорят, что я, мол, на заработках здесь, я предлагаю: а давай я и тебя устрою, ты тоже заработаешь?.. И, знаете, сразу все больные, косые, хромые становятся... И это на Западной Украине, на Ивано-Франковщине, где меня иначе как "москалем" не называли. Потому что семья моя из России. Но для меня это ничего не меняет. Это моя война. Да, там мои родственники. Но здесь мои дети. И я россиян сюда не звал", - говорит "Апострофу" командир 109-го отдельного батальона 10-й отдельной горно-штурмовой бригады Роман Позняк.

Рассказывая о причинах, приведших его на войну, Роман не сдерживает эмоций. Кадровый военный, танкист, он еще в 2008-м полностью разочаровался в армии, которую методично уничтожали и превращали в карикатурное подобие силы, призванной защищать государство. Поэтому уволился и занялся бизнесом – установкой систем кондиционирования. Со временем бизнес начал приносить неплохую прибыль. Однако Майдан, а после российская агрессия в Крыму и на Донбассе поменяли его планы. Он честно отвоевал в составе 41-го батальона 72-й бригады под Старогнатовкой. А после – принял предложение возглавить формирующийся с нуля батальон в молодой 10-й бригаде.

Командир 109 отдельного батальона 10 отдельной горно-штурмовой бригады Роман Позняк Фото: facebook.com/Роман Позняк

"Через два дня после того, как я принял батальон, у меня умер отец. Я в тот день еще в 6 вечера разговаривал с ним по скайпу, а около 10 вечера жена позвонила и сообщила: отец умер. Я никогда не прощу той стороне того, что я не смог проститься с отцом, не смог его похоронить, потому что хоронили его в Ставропольском крае. Меня сразу предупредили: границу пересечь мне еще, может, и позволят, но на похороны я не попаду однозначно. Меня сразу же арестуют – участие в АТО мне не простят. А я никогда не прощу им", - делится с "Апострофом" комбат.

В эту ротацию – вторую для 10-й горно-штурмовой и первую для воюющего в ее составе 109-го отдельного батальона – бригада отправилась выполнять боевые задачи в Луганской области, в районе Попасной. Так сложилось, что эти места хорошо знакомы части бойцов, воюющих сейчас в составе бригады. Много кто успел уже повоевать в этих краях в 2014-15 годах в составе других подразделений.

В частности, довелось повоевать на Луганщине комбригу 10-ки, полковнику Василию Зубаничу. Еще будучи командиром 15-го отдельного горно-пехотного батальона 128-й бригады, он участвовал в дебальцевской операции. Именно за бои в районе Дебальцево Зубанич был удостоен звания Герой Украины.

10-ю отдельную горно-штурмовую бригаду не зря называют самым молодым воинским формированием в Вооруженных силах Украины. 1 октября 2017-го ей исполнилось всего два года. Зубанич возглавляет 10 ОГШБр с первых дней ее существования. Уже через четыре месяца после создания бригада (в составе которой на то время были два мощных, имеющих солидный боевой опыт штурмовых батальона – "Донбасс-Украина" и "Айдар") выдвинулась в зону проведения АТО – удерживать фронт в районе Марьинки и Красногоровки.

Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1
Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1
Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1
Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1
Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1
Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1
Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1
Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1
Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1
Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1
Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1
Бойцы 10 отдельной горно-штурмовой бригады facebook.com/10brygada
1 / 1

За время, проведенное в АТО во время первой ротации, бригада потеряла 22 человека погибшими. Но ощутимые (хотя и далеко не такие трагичные) потери ожидали 10-ку после выхода с фронта. Тогда из состава бригады были выведены "Донбасс-Украина" и "Айдар". Это решение было принято, в частности, из-за того, что 80% бойцов в этих формированиях были выходцами из восточных регионов Украины. А пунктом постоянной дислокации (ППД) 10-й горно-штурмовой был определен город Коломыя на Ивано-Франковщине. И пусть в пункте постоянной дислокации во время войны бригада проводит лишь четыре месяца в году, но хотя бы этот срок военным хочется провести поближе к дому и семьям. О чем большинство "айдаровцев" и "донбассовцев" при таких раскладах могли только мечтать. Именно из-за опасений, что опытные военные из бывших добробатов могут начать повально увольняться, и "Айдар", и "Донбасс-Украина" были выведены из состава 10 ОГШБр.

Вместо выбывших штурмовых частей 10-й бригаде пришлось формировать новые батальоны – 109-й и 108-й.

"Батальоны были сформированы 5 и 11 декабря 2016 года. Нельзя сказать, что с нуля. Но создавались эти батальоны на очень маленькой и слабой базе 53-й и 54-й бригад. Там тоже было немало людей из восточных регионов, которые не желали продолжать службу в бригаде с ППД в Коломые и переводились в другие подразделения. Сейчас мы почти полностью обновили состав батальонов", - рассказывает "Апострофу" заместитель командира бригады по морально-психологической работе подполковник Данияр Петрюк.

В бригаду Петрюк пришел с Зубаничем – в свое время они вместе участвовали в боях за Луганский аэропорт и Дебальцево.

Замполит (так по старинке называют нынешнюю должность Петрюка бойцы со стажем) добавляет: все три батальона, которые входят в состав бригады – отдельные, то есть являются полностью автономными воинскими частями, со своим денежным, вещевым, продуктовым обеспечением. Такое, к слову, встречается сегодня не так и часто. К примеру, в 128-й горно-пехотной, по словам подполковника Петрюка, полностью автономен лишь один батальон, два других же являются линейными подразделениями.

По сравнению со 109-м и 108-м отдельными батальонами, которым, по сути, нет еще и года, 8-й отдельный батальон воюет значительно дольше. За спинами его бойцов - бои в Марьинке и Красногоровке. Сейчас этот батальон – среди лидеров по кадровой наполненности. Хотя, как вспоминает комбат 8-ки, майор Дмитрий Лысюк, и у его подразделения были тяжелые времена.

"Я в бригаде полтора года, с апреля 2016-го. Пришел сюда сразу комбатом из 128-й бригады. Мне предложили тут должность, вот я и пришел. Пришел, посмотрел на все это – и хотел уйти, но понял, что никто не отпустит. Здесь все было очень и очень грустно. Я увидел людей, которые три года охраняли берег моря на желтых автобусах и были уверены, что Запорожская или Харьковская область – это уже АТО", - с улыбкой рассказывает комбат "Апострофу".

Тем не менее уже через полтора месяца вся эта разношерстная компания отправилась защищать Красногоровку. И прифронтовой городок оказался прекрасным фильтром для тех, кто привык воевать лишь на словах.

"Оказалось, что некоторым голосистым борцам за справедливость неинтересно воевать, когда по ним стреляют. А таких в батальоне было достаточно много. Они отсеялись. И когда нас в начале ноября вывели на ППД, мы уже спокойно провели в батальоне реформу, поменяли всех командиров и сформировали достаточно мощный костяк. И сейчас батальон процентов на 60 состоит из людей, которые четко знают свою работу – и выполняют ее без лишней суеты", - рассказывает Лысюк "Апострофу".

Фото: facebook.com/10brygada

"Десятка" – единственная горно-штурмовая бригада в составе ВСУ. И пусть по прямому назначению ее пока не используют – здесь верят, что рано или поздно им представится возможность показать себя на все 100. И готовятся к этому. Помимо традиционных для любой бригады подразделений, тут формируются и штурмовые.

"Предусмотрено, что в составе бригады будут три штурмовые роты и одна рота огневой поддержки. Причем эти три штурмовые роты будут отличаться: две будут иметь одинаковый состав, а третья будет легкой ротой, она будет меньше и по численности. У нас сейчас эти роты не полностью реализованы, потому что пока нам не хватает техники, необходимой именно для таких подразделений. Эта легкая рота, к примеру, будет специализироваться на ведении боевых действий в населенных пунктах, на штурме зданий, помещений. Такой у нас замысел, и к этому, в принципе, все и идет... Это к вопросу о том, что делать горно-штурмовому подразделению в степях Донбасса. Нам его частенько задают. Ну и не стоит забывать, что горы в Украине есть не только в Карпатах, но и в Крыму. Вот будем Крым брать, а вы и скажете: знаю эту бригаду, бывала у них в гостях однажды", - полушутя-полусерьезно объясняет нам замкомбрига подполковник Петрюк.

По его словам, 10 ОГШБр может похвастаться не только уникальной специализацией, но и достаточно серьезной подготовкой. За два года существования бригада прошла не одни учения. В частности, предмет особой гордости для ее командования - результаты, продемонстрированные личным составом во время преодоления водных препятствий.

"Наш 8-й батальон переплывал Южный Буг, а на учениях в этом году наш 109-й батальон вплавь перешел Днепр на участке, где ширина русла составляет 5 км. Я не знаю, какая еще из новосозданных бригад может таким похвастаться", - отмечает подполковник Петрюк.

Учения 10 отдельной горно-штурмовой бригады 10brygada.com.ua
1 / 1
Учения 10 отдельной горно-штурмовой бригады 10brygada.com.ua
1 / 1
Учения 10 отдельной горно-штурмовой бригады 10brygada.com.ua
1 / 1
Учения 10 отдельной горно-штурмовой бригады 10brygada.com.ua
1 / 1
Учения 10 отдельной горно-штурмовой бригады 10brygada.com.ua
1 / 1
Учения 10 отдельной горно-штурмовой бригады 10brygada.com.ua
1 / 1
Учения 10 отдельной горно-штурмовой бригады 10brygada.com.ua
1 / 1

В этот раз на Луганщину подразделения 10 ОГШБр зашли летом (за исключением 8-го батальона, который ждал бригаду здесь с марта). И, несмотря на то, что информация о передвижениях войск в зоне АТО является закрытой, ни для местных жителей, ни для противника не было секретом, кто именно заступил на позиции.

"Они уже знали. Хотя мы заходили в условиях полной секретности, когда я только зашел, то мне сразу сказали: чего вы менжуетесь, ребята? Мы знаем, что 10-я горно-штурмовая пришла. Знаем, что вы – командир батальона, а он – начальник штаба… Это местные. Я тогда понял, что скрываться глупо, потому что они знают. И на той стороне с самого начала знают, где 8-й батальон стоит, где 108-й, а где 109-й… Их "народная милиция" сразу же начала "фиксировать" якобы случаи пьянства, пьяный расчет, и сообщать об этом в своих "сводках"… Заливают в уши местному населению, что мы все – алкоголики и тунеядцы. Самое интересное, что многие верят", - рассказал "Апострофу" комбат 109-го батальона Роман Позняк.

С другой стороны, наши военные не хуже знают, с кем имеют дело. Комбат 8-го батальона, к примеру, которому уже приходилось воевать на Луганщине, говорит, что часто даже узнает в радиоперехватах тех сепаратистов, с которыми воевал еще в 2014-м – по позывным.

"Они местами меняются и все. Одни на полигон уезжают, другие с полигона сюда едут. У них тут уже три года ничего не меняется. Ни частоты, ни люди. Есть те, кто тут с 2014 года. Только тогда Дремов (один из главарей луганских боевиков, так называемый "казачий атаман" Павел Дремов, был взорван в машине в 2015 году, - "Апостроф") командовал, а сейчас Платов. А позывные те же. "Истребитель", "Компас" (это базовая станция была), "Истребитель-2", - вспоминает Лысюк.

Тогда, в начале войны, будущему комбату даже довелось пообщаться с Дремовым.

"Ну что о нем сказать? Он местный, стахановский. До войны ничего из себя не представлял. А тут раз, два - и поднялся. Потом у него с "руководством" так называемой ЛНР пошли жесткие разногласия, потому что реально в Стаханове были голод, холод… А Дремов – он из "идейных" был. Плюс люди же к нему ходить начали. Вот и начал он много ненужного говорить. И договорился до того, что сюда пришли "нужные" люди и навели "порядок"… Помню, как встречались с ним в декабре 2014-го тут неподалеку, на мосту в Троицком, до того, как его взорвали. Он приходил и рассказывал, как им там плохо. Просил: "А давайте дней десять не будем стрелять? Потому что нам нечем…". А кум мой стоит и говорит: "Так какие проблемы? Ты говори, куда, а мы сейчас подкинем боеприпасов!"…", - смеется Дмитрий Лысюк.

Те времена, когда украинская армия с боями и потерями, но продвигалась вперед, шаг за шагом освобождая оккупированные территории, практически все военные, успевшие повоевать и в 2014-м, и сейчас, вспоминают с определенной долей ностальгии. Ведь тогда казалось, что еще немного - и война закончится. Сейчас же, после двух лет окопной войны, когда большим достижением считаются несколько десятков или сотен метров отжатой "серой зоны", настроения в армии меняются. Особенно в периоды "перемирий", часто соблюдаемых Украиной в одностороннем порядке...

О войне, когда не стреляют, настроениях на передовой и самых опасных "болезнях" сегодняшней украинской армии глазами бойцов 10 ОГШБр читайте на "Апострофе" в ближайшее время

Читайте также