7 июля в нескольких районах временно оккупированного Крыма представители ФСБ России провели обыски и задержали 7 активистов. Троих из них назвали лидерами религиозной организации Хизб ут-Тахрир. Она запрещена в России, где считается террористической, хотя ее участники по всему миру проводят исключительно мирные акции.
Журналист "Апострофа" Дмитрий Малышко обратился за комментарими к председателю ЦИКа Курултая крымскотатарского народа Заиру Смедле, живущему в Крыму. Смедля считает, что действия российских оккупантов произошли в отместку после призывов генерального секретаря ООН Антониу Гуттериша соблюдать права людей на полуострове.
- Сегодня в Крыму были задержаны 7 человек. Среди них, как заявили в ФСБ, трое лидеров религиозной организации Хизб ут-Тахрир. Что вы знаете о случившемся?
- Задержаны были Эмиль Зиядинов, Исмет Ибрагимов, Алим Суфьянов, Сейран Хайретдинов, Александр Сизиков, Вадим Бектемиров и Зекирья Муратов. Обо всех этих ребятах я сказать не могу, но знаю, что некоторые из них выходили на одиночные пикеты и говорили о том произволе, который происходит в Крыму.
Мне приходилось встречаться с Алексанром Сизиковым на так называемых "судах". Он инвалид первой группы, абсолютно слепой. Но он изучил основы ислама, Коран, и я видел, как он отвечал на многие жизненные вопросы силовикам так, что они просто были растеряны и не знали, что с ним делать.
И вот сегодня его просто взяли за руки, за ноги, бросили в автомобиль и увезли. Не знаю, арестуют ли его. Но после того, как мы видели арест Эдема Бекирова – инвалида без ноги, страдающего сахарным диабетом и различными формами осложнений, в том числе и заболеванием сердца, я не исключаю, что и Сизикова могут арестовать.
То, что в России объявили террористической организацией Хизб ут-Тахрир, так они отнесли туда же и "Свидетелей Иеговы" – фактически пацифистов.
Это абсурд, когда тех, кто совершает 5-кратный намаз или другие обряды поклонения Всевышнему, вдруг называют террористами, хотя и в Коране, и в Библии есть принцип - "не убей". Тем не менее количество обвиненных и арестованных в Крыму по так называемому "делу Хизб ут-Тахрир" превышает 70. Они находятся как в симферопольском сизо, так и в ростовском. Ряду из них вынесен приговор. Трое уже отсидели пятилетний срок и получили еще 8 лет испытательного срока.
Террористами пытаются сделать людей, которые против насилия, против оружия, но за правду. Тех, кто не хочет погибать на какой-то войне за чьи-то грязные деньги. Я не видел ни разу, чтобы было доведено, что осужденные являются членами Хизб ут-Тахрир в принципе. Не видел показаний, кроме силовиков и секретных свидетелей, которыми, вполне возможно, тоже являются силовики.
- Я так понимаю, что предпосылкой к задержанию стал протест против оккупационной власти?
- Сегодня под следствием находятся и уже даже осуждены крымские блоггеры, общественные журналисты Нариман Мемедиминов, Ремзи Бекхеров, Осман Арифмеметов и другие ребята. Они освещали, как происходили обыски, задержания, аресты, судебные заседания, творящийся на полуострове беспредел. Арестовывают также юристов и общественных защитников, которые выступали на судах над активистами, тех, кто приносил передачи арестованным.
- По вашему мнению, данные задержания были связаны с несговорчивостью Украины по Донбассу на этих выходных в Берлине? Или была друга причина?
- Нет сомнений, что это очередная акция устрашения. Такие проводятся с 2014 года. Обыски, аресты, похищения, убийства с приходом России в Крым стали реалиями. К тому же, такое происходит, когда международные организации, такие как ОБСЕ, ООН, касаются проблемы Крыма, крымских татар, крымских мусульман, развития и сохранения украинского языка на территории полуострова.
Как раз 6 июля – накануне арестов – генсек ООН Антониу Гуттериш говорил об этом, призывал российское правительство прекратить преследование крымских татар, мусульман, восстановить деятельность запрещенного российским судом деятельность Меджлиса крымскотатарского народа и создать возможности для развития и функционирования украинского языка.
В ответ на такие заявления идет обратный процесс - применения жестких силовых мер, чтобы показать: нам ООН безразлична, ее заявления так и останутся заявлениями. Они могут быть обеспокоены, очень сильно обеспокоены, вынести 333 "последнее китайское предупреждение". Кремль будет все это игнорировать.
- На вас и ваше окружение пытаются давить?
- Курултай крымскотатарского народа пока, слава Всевышнему, не запрещен в Крыму. Но давление не прекращается с 2014 года и по сей день.
И на их страницах прессы, и на их телеканалах периодически "полощут" наши имена, должности, призывают силовиков разобраться с нами – мол, что мы себе позволяем за высказывания, оскробляющие власть. А 18 мая, накануне знаковых событий – День крымскотатарского флага, День независимости Украины, День Конституции Украины - нам выписывают предостережения.
В этом году на 3 мая планировался марш, Меджлис крымскотатарского народа и лидер нашего народа Мустафа Джемилев призывали вместе с международными наблюдателями войти в Крым и убедиться в соблюдении прав человека на полуострове. Чтобы не допустить этого марша, в Крыму шла настоящая истерия.
- Какое сейчас вообще настроение на полуострове? Какая атмосфера?
- Представьте себе ситуацию, когда стихают фанфары, заканчивается свадьба, а на утро невеста после брачной ночи вынуждена убирать, мыть грязную посуду, а вместо слов благодарности получать тумаки. Вот приблизительно такое сейчас состояние у тех, кто вчера ждал изменений и думал, что будет жить, как в сказке, как в фильмах – у всех автомобили, дачи, фазенды, самолеты, прислуга. Но им отведено место прислуги, но никак не хозяина.
- В Украине все больше говорят, что Россия может попытаться вторгнуться в Украину со стороны Крыма? Видите ли вы какие-то сигналы? Например, пропагандисты подготавливают людей к войне, бросают идеи, что надо захватить Северо-Крымский канал?
- Крымчане сами видят, что проблема существует. Конечно, им говорят, что в ней виновата Украина, но никто не упоминает, что до 2014 года такой проблемы не было.
Но вообще говорят, что "нам не нужна их вода". Председатель незаконного госсовета так называемой Республики Крым Владимир Константинов заявил: "Может, она отравлена! Да пусть они подавятся!". "Проживем и без укрАинской воды, сами справимся", - говорит Аксенов.
Но им ничего не мешает поменять свое мировоззрения в течение 6 секунд. И я не исключаю, что в закрытых сообществах могут быть вбросы обо всем что угодно.
Я помню, как после грузинской войны 2008 года президент России говорил, что Крым – это украинская территория, что мы провели делимитацию, демаркацию. Потом вдруг что-то поменялось.
Изначально по сценарию должен был быть межнациональный конфликт с участием крымских татар. Но его не удалось спровоцировать, поскольку борьба крымских татар носит ненасильственный характер.
Потом появились вагоны с мифическими бандеровцами, которые "ехали резать русских". Но российские войска оказались в Крыму, и сейчас ситуация приобрела такую изощренную форму, что нынешняя "власть" на полуострове не знает, как сводить концы с концами.