Уже с сентября 2022 года на всей территории Украины планируют вернуть обязательный техосмотр для легковых автомобилей. Процедура была отменена в 2011 году, прежде всего из-за коррупционной составляющей, и сейчас автомобилисты переживают, что власти хотят вернуть старые времена. Как в Украине ввести техосмотр и при этом не допустить коррупции - в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал автоэксперт АЛЕКСАНДР ФЕДЧЕНКО.
– В Украине хотят вернуть автомобильный техосмотр. Как это сделать, чтобы не было коррупционной составляющей, а авто были в нормальном техническом состоянии?
– Во-первых, нужно смириться с тем, что технический осмотр обязательно вернется. Мы никуда от этого не денемся, потому что это требования ЕС для дальнейшей интеграции.
Во-вторых, по моему мнению, возвращение технического осмотра необходимо. Ведь состояние многих авто у нас очень плохое, и тех же "евроблях", которые у нас разваливаются на дорогах.
В-третьих, что нужно сделать, чтобы преодолеть коррупционные схемы, и это самый главный вопрос – функцию техосмотра нужно передать от государства бизнесу, и вот почему. Я владелец огромного СТО и знаю, как сложно получить право проведения технического осмотра. И потерять это право будет слишком дорого из-за того, что кто-то приедет и заплатит мне 200-300 грн, чтобы получить зеленую бумажку.
– У нас в стране очень развито кумовство. Предположим, что мы с вами кумовья, и я к вам приеду, так вы мне справку не сделаете?
– Должен быть контроль на дороге. Сейчас полиция закупила специальные автомобили, которые будут останавливать гражданские авто и проверять СО2, протекторы на шинах, свет и так далее. И вот они останавливают, проверяют на СО2, а машина чадит, она не отвечает нормам. Тогда проверяют, когда авто проходило техосмотр, и, если, например, автомобиль был у меня на техосмотре вчера, то полиция должна приходить ко мне, и я потеряю лицензию. Потому я куму не дам эту справку.
Конечно, кто-то другой может так поступить. Но если действительно будет контроль, и кого-то контролирующие органы посетят и он потеряет право на техосмотр, то кумовство быстро прекратится.
– А какая ответственность должна быть у водителя, уклоняющегося от прохождения техосмотра?
– Это должен быть штраф. В Европе очень большие штрафы, там даже машину могут отобрать, если ты не проходишь техосмотр.
– Когда МРЭО меняли на другую форму, все думали, что будет теперь легче получать услуги, но через некоторое время все сложности вернулись. Почему вы считаете, что с техосмотром все получится?
– Я не считаю, что все обязательно и четко получится. Но я считаю, что можно так поступить. И учитывая контроль, сложность получения права на проведение техосмотра и принимая во внимание, что это неплохой заработок для бизнесменов, мне кажется, что этого будет достаточно, чтобы начать и довести это дело до конца.