Сегодня депутаты Киевсовета рассматривали вопрос повышения стоимости проезда в наземном транспорте и в столичном метрополитене. Городские чиновники попытались убедить депутатов в том, что этот шаг был оправданным, потому что транспорт долгое время работал себе в убыток, а технические средства метрополитена износились. На депутатов эти доводы не произвели впечатления. Представители фракции «Самопомич» решили оспорить повышение цен на проезд в Административном суде Киева.
Заседание Киевсовета началось с блокирования трибуны представителями немногочисленной фракцией ВО «Свободы», которые протестовали против повышения тарифов на проезд. Напомним, Киевская городская государственная администрация (КГГА) своим распоряжением от 30 января подняла стоимость проезда в метро до 4 грн, а в наземном транспорте – до 3 грн.
– Мы вынуждены были пойти на это, чтобы транспорт продолжил работать,– заверял депутатов столичный мэр Виталий Кличко и пытался их успокоить.
– Я понимаю, что у нас не самое дорогое метро в мире, но никто не поднимает зарплаты и пенсии, а тарифы каждый мэр пытается повысить в 2-3 раза,– не унимался депутат Петр Кузик («Свобода»), который зачитал свои требования. Среди них было проведение независимого аудита доходной части столичного метрополитена и КП «Киевпастранс», остановка действия распоряжения КГГА от 30 января и возвращение к вопросу повышения тарифов только после повторных общественных слушаний.
Против увеличения цены на проезд протестовали под стенами мэрии и несколько десятков граждан, к которым киевский мэр направил своего первого заместителя Игоря Никонова. Однако нормального диалога не получилось – на чиновника посыпались различные обвинения. Ему кинули пакет с мелочью, как свидетельство того, на что людям остается жить после роста цен, в том числе и на проезд.
В сессионном зале депутаты разблокировали трибуну для выступления начальника КП «Киевский метрополитен» Виктора Брагинского и директора КП «Киевреклама» Олега Калиниченко. Дольше всего по поводу повышения тарифа оправдывался господин Брагинский – в течение полутора часов он убеждал присутствующих, что этот шаг был необходим из-за технического состояния «подземки» и многомиллионных долгов предприятия. Он напомнил, что тариф на проезд в метро повышали в последний раз в 2008 году. По его словам, из года в год предприятие постоянно находится в убытке – например, 2014 год метрополитен закончил с минусом в полмиллиарда гривен. «По нашим расчетам, экономически обоснованный тариф для разовой поездки – 4,50 грн при условии 100% компенсации за проезд льготников. А у нас каждый четвертый пассажир – льготник. В то же время, как, например, в прошлом году мы получили только 89 млн грн компенсации за них из 276 млн грн необходимых, а в 2015-м нам покроют только 90 млн грн из 556 млн грн»,– рассказал господин Брагинский.
Он продолжил отчет сведениями о плохом состоянии предприятия: 73 вагона сейчас стоят из-за нехватки денег на запчасти, 62 вагона подлежат в этом году списанию, 27 эскалаторов работают уже более 50 лет, на 45 участках движение поездов проходит с ограничением скорости до 30 км в час, в туннелях около 1200 протеканий. «Черту безопасности в метро мы еще не перешагнули, но если не проводить плановые ремонты, то мы ее в скором времени переступим»,– предостерег Виктор Брагинский. Он еще раз заверил депутатов, что 4 грн – это стоимость разовой поездки, а из-за системы скидок на большое количество поездок цена снижается. Например, 3,50 грн будет тариф при использовании бесконтактной карточки при пополнении ее на 50 поездок, 3,06 грн – с месячным проездным на 62 поездки.
Однако депутаты горсовета не унимались и искали варианты увеличения доходов КП без затрагивания интересов пассажиров. Например, депутат Сергей Гусовский («Самопомич») предложил провести публичный аудит бизнес-процессов внутри предприятия, потом предложить программу выведения метро из бедственного положения и только потом приступить к вопросу о повышении стоимости тарифов.
– Зачем сейчас повышать стоимость проезда, если все равно полученные деньги просто украдут? – задал вопрос господин Гусовский.
На это начальник метрополитена заверил, что для борьбы с коррупцией на предприятии начали проводить электронные закупки, отказались от услуг посредников, а без согласия сектора мониторинга цен метрополитена никакие закупки не проводятся. Господин Брагинский сообщил, что в этом году ожидается двукратное увеличение поступлений от «непрофильной» деятельности «подземки». Отметим, что в 2014 году от размещения рекламы и сбора от аренды мест под торговлю метро получили всего 26 млн грн, из которых только 2,7 млн грн – от рекламы. «С февраля от доходов по рекламе метрополитен будет получать не 12,5%, а 87% доходов от сдачи рекламных площадей. Это позволит дополнительно получить метрополитену около 20 млн грн. Это небольшие деньги, но хоть какую-то часть ремонтов мы сможем за них покрыть»,– сказал господин Брагинский.
Директор КП «Киевреклама» Олег Калиниченко сообщил, что в 2015 году они ожидают получить за рекламу в метро около 33 млн грн. Сейчас в метро 25 тыс. кв. м рекламных площадей, 24 компании-контрагента размещают рекламу в «подземке», а контракты на размещение рекламы КП подписывало минимум на пять лет. По словам господина Калиниченко, за 1 кв. м рекламной площади в месяц сейчас город получает приблизительно около 100 грн, что никого не устраивает. «К сожалению, я не могу разорвать все контракты, которые были подписаны ранее и срок договоров с компаниями истекает только через пару лет. Но около 20% договоров заканчиваются уже 15 марта 2015 года»,– сообщил господин Калиниченко. Он также пообещал Виталию Кличко, что в марте рекламная площадь будет продаваться на электронных торгах по принципу аукциона – кто предложит большую цену, тот и получит эту площадь. «В основном, это будет касаться рекламы внутри вагонов в метро»,– уточнил господин Калиниченко.
Впрочем, все аргументы в пользу повышения цен на проезд не убедили депутатов. Сергей Гусовский рассказал, что в понедельник от фракции был подан иск в Административный суд Киева о признании незаконным распоряжения столичной власти о повышении тарифов в транспорте. Рассматривать дело по сути будут 26 февраля. «Киевляне могут присоединиться к нам и выступить в этом процессе третьей стороной»,– сообщил господин Гусовский.
Рассмотрение более 100 вопросов повестки дня было перенесено на вторую половину дня. Один из самых резонансных вопросов касался возведения административно-офисного здания в переулке Десятинном, 3-5 в центре Киева. Часть этого здания должна отойти под резиденцию Украинской православной церкви Киевского патриархата. Глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам градостроения, архитектуры и землепользования Владимир Прокопив («УДАР-Солидарность») сообщил, что проект решения будет касаться в первую очередь остановки строительных работ, а также приведения здания в соответствие с градостроительными нормами. «В третьем пункте данного проекта решения указано, что в случае невыполнения вышеуказанных пунктов договор аренды на земельный участок будет разорван. На проведение всех работ застройщику будет дан один месяц»,– уточнил А' господин Прокопив.