"Исследовательский ядерный реактор в спальном районе Киева" – с завидной регулярностью украинские СМИ пестрят заголовками о том, что в центре столицы сокрыта весьма и весьма опасная установка. "Апостроф" побывал на экскурсии в пресловутом реакторе и разобрался, для чего он используется и почему в скором времени его могут закрыть.
Дух старины и новшества наработок
В Украине работает всего один исследовательский реактор, который расположен в институте ядерных исследований на базе Национальной академии наук Украины. Запустили его еще в далеком 1960 году и с того времени там мало что изменилось. Разве что поставили новый пульт для управления – белоснежный, со множеством различных кнопок и рычагов.
Старое кирпичное здание, в котором и расположился реактор, находится вдали от главного входа в институт, украшенного древней мозаичной фреской, на которой человечки из смальты застыли в битве за мирный атом.
Путь к реактору сопровождается заброшенными зданиями с разбитыми окнами, яркими островками детских площадок и бетонными стенами новостроек, обтянутыми красно-белой лентой. Здание института ядерных исследований находится за двумя рядами сетчатого забора с колючей проволокой. Чтобы попасть туда, придется пройти КПП и сдать паспорта.
Внутри – старый порванный линолеум, черно-белые фотографии на стенах и двери, выкрашенные густым слоем белой краски. Вход в реактор на четвертом этаже, прямо за металлической дверью с желтым значком радиоактивности.
Стены толщиной в метр почти заглушают мобильную связь. В узких проходах, огороженных хлипкими перилами, сложно разминуться с другими посетителями, но оттуда открывается впечатляющий вид на исследовательский реактор. Как можно понять из названия – используется он для научной деятельности.
Здесь изучают влияние радиационного излучения на различные материалы и проводят исследования в области ядерной физики, медицины, химии, биологии и т.д. Также там осуществляют нейтронную обработку драгоценных и полудрагоценных камней, если говорить простыми словами – меняют их цвета. Но из-за недостатка финансирования установка используется далеко не на полную мощность.
"Не хватает поддержки государства для полноценной работы реактора. Сейчас проводится работа по облучению молибдена для Харькова. Они создают подкритическую сборку, маленький реактор, который должен облучать молибден для нужд медицины своего региона", - рассказал "Апострофу" Валерий Шевель, научный сотрудник института ядерных исследований НАН и заместитель главного инженера реактора.
К слову, наработки, созданные на исследовательском реакторе, помогают в сельском хозяйстве, уничтожая вредителей и увеличивая урожайность, и в медицине, диагностируя и излечивая онкологические заболевания.
Безопасная радиация и отсутствие денег
Несмотря на свое пугающее местоположение, реактор полностью безопасен и никакого вреда для людей и окружающей среды не несет. Это установка водо-водяного типа, именно такие, по словам Шевеля, и являются наиболее безопасными в отличие от чернобыльского графитоводяного реактора, на котором в свое время и произошла авария. Ученный поясняет, что в случае чего вся радиация уйдет в специальные резервуары с водой, которые предотвратят негативные последствия.
Інформационно-аналитический центр по вопросам ядерной энергетики Украины EUAXIS сообщает, что всего в мире работает 247 исследовательских реактора, но они используются не только для научных, но и для коммерческих целей. То есть проводят исследования и выполняют различные заказы, учитывая потребности государства. У нас же такой возможности нет из-за того, что финансирования из бюджета едва ли хватает.
Неделя работы реактора обходится в 12 млн грн, поэтому сейчас он практически не функционирует. Во времена СССР реактор работал около 4 тысяч часов в год – чуть больше 160 дней.
"В прошлом году мы не работали вообще, а в этом – всего 50 часов. Для того, чтобы запустить работу в реакторе, нужны больше деньги, около 12 млн грн – на воду, топливо и т.д. Мы ищем заказы, но их недостаточно, чтобы загрузить реактор даже на минимум, необходимый для пуска", – объясняет Шевель.
Продлить жизнь украинской науке
В конце 2014 года госинспекция по ядерному регулированию продлила срок эксплуатации реактора до 31 декабря 2023 года. После этого реактор закроют, а научную деятельность вокруг него свернут.
Функционирует установка еще с 1960 года, но за это время на ней проводились минимальные реконструкции – замена аккумуляторной батареи, аварийных мотор-генераторов, системы аварийного электропитания. Хотя сейчас техническое состояние системы и соответствует нормам, позволяя дальнейшую эксплуатацию реактора, но со временем потребуется масштабный ремонт и замена множества комплектующих, что в современных реалиях сделать не так-то просто. Строился реактор во времена СССР, и сейчас производство необходимых деталей осталось только в России.
"Наш реактор – очень успешный проект. Он был создан в тесном сотрудничестве российских и украинских специалистов, также была создана общая научная и образовательная база", - поясняет Шевель.
Еще со времен Советского Союза Россия закрепила за собой позицию ядерного государства, поэтому ее наработки в этой сфере могли бы помочь продлить жизнь киевскому реактору.
Но учитывая непростые отношения, купить там необходимые комплектующие – не представляется ни возможным, ни целесообразным. Эксперты также поясняют, что приобрести нужные детали в других странах нельзя из-за разницы в технологиях.
При этом закрытие единственного в стране исследовательского реактора может существенно ударить по украинской науке.
"Закрыть реактор – это поставить крест на институте. И я, конечно, не хочу преувеличивать, но это ставит крест и на эксплуатации наших атомных станций. Без существования исследовательского реактора невозможно обслуживать атомную энергетику в Украине, тем более имея столько блоков АЭС", – подытожил Валерий Шевель.
Украинская наука всегда страдала от нехватки денег, но сейчас эта проблема особо ощутима – когда большинство мощностей уже износились под влиянием времени. До 2023 года еще есть время, чтобы найти альтернативные пути решения этой проблемы. Пока же институт функционирует по мере своих возможностей и скудных бюджетов.
Несмотря на то, что исследовательский реактор требует масштабной реконструкции и приличного вливания капитала, пользы от его работы будет куда больше, чем затрат.