В Украине начинает работу Центр противодействия дезинформации, создание которого на днях анонсировал президент Владимир Зеленский. Во время выступления на форуме "Украина 30. Культура. Медиа. Туризм" он заявил, что представил эту инициативу в Организацию объединенных наций (ООН). По словам Зеленского, в будущем центр должен стать "международным хабом в борьбе с пропагандой и фейками во всем мире". Ведь именно Украина, мол, сейчас находится на передовой борьбы с дезинформацией. Но насколько широко понимает дезинформацию нынешняя власть?
Одним из ключевых нарративов в информационной составляющей российской гибридной агрессии в Украине - антиевропейская, антилиберальная, антизападная риторика. Она постоянно меняет формы и совершенствует методы распространения пропагандистской информации, но сводится к нескольким базовым смыслам. Во-первых, противопоставление либерально-демократическим ценностям ценностей "русского мира"; во-вторых, формирование негативного образа Украины как "зависимой от Запада страны", "отсутствие суверенитета" и др; в-третьих, формирование позитивного отношения украинцев к агрессивной политике РФ, поддержке ими выгодной для России политики.
Для политики времен независимой Украины системная дезинформация не есть явлением последних лет, ее фиксировали несколько десятилетий назад. Например, одну из громких дезинформационных кампаний разоблачили украинские журналисты в 2003-2004 годах. Тогда СМИ обнародовали указания - так называемые "темники" - от тогдашнего главы Администрации президента Кучмы Виктора Медведчука, в которых он дает рекомендации редакциям подконтрольных ему СМИ создать негативный информационный фон перед визитом Джорджа Сороса в Украину. Распространение фейковой информации о Соросе, а также увязывание его имени со спонсированием оппозиции в лице Виктора Ющенко, содействие революциям и "меркантильные" намерения в отношении стран, где осуществляется деятельность его фондов - все эти нарративы стали стержневыми тезисами "антилиберальной" пропаганды в Украине и до сих пор используются.
Анализ нарративов дезинформационной кампании, которая разворачивалась в Украине в 2003-2004 годах, и сравнение с современными примерами антизападных информационных кампаний, позволяет сделать вывод, что сущность антилиберальной риторики остается неизменной в течение почти двух десятков лет. Этот тезис подтверждает исследование ОО "Интерньюз-Украина" и "UkraineWorld", в котором были собраны и проанализированы 5 самых популярных антизападных нарративов в украинском информационном пространстве по итогам первого полугодия 2020 года. В частности, наиболее популярным был посыл, сформированный следующим образом: "Джордж Сорос имеет многочисленных слуг в Украине, так называемых "соросят". Он был зафиксирован в 79 811 сообщениях во всех медиа и соцсетях (708 источников). Следующим по популярности в антизападной риторике был месседж "Украина находится под внешним управлением". Этот нарратив, который уже давно могут слышать украинцы, был зафиксирован в 12 678 сообщениях (484 источников). На третьем месте в антизападной риторике присутствует тезис - "украинскую землю распродадут". В первом полугодии 2020 года он встречался в 6110 сообщениях (484 источников). Далее идет простое, но эмоциональное "мнение" о том, что "МВФ поработил Украину". Его можно было увидеть в 2460 сообщениях на более 300 ресурсах. На пятом месте - "США курирует медиа, активистов и политиков Украины", исследователи зафиксировали этот посыл в 1751 сообщении на 142 ресурсах.
Поэтому, результаты исследования 2020 года и сравнения их с основными тезисами "антисоросовской" кампании в 2003-2004 годах не только подтверждают неизменность таких тезисов, но и указывают на их идентичность с месседжами российской государственной пропаганды. Это является очередным свидетельством использования антизападной риторики как элемента гибридной агрессии РФ против Украины.
Также стоит обратить внимание на еще одну особенность дезинформационных кампаний в Украине, которая указывает на ее принадлежность к российской государственной пропаганды. Речь идет о полной синхронности между пропагандистскими сообщениями в российских государственных СМИ и направлениями антизападной или пророссийской информационной кампании в Украине. В частности, результаты ежемесячного мониторинга ОО "Детектор медиа" украинских СМИ на предмет проникновения российской государственной пропаганды позволяют утверждать, что между сообщениями в российских государственных СМИ и украинских медиа, которые ретранслируют их, проходит 1-3 дня.
Синхронизация сообщений и тождество их тем позволяет обеспечить эффект общего информационного пространства и совместной повестки дня РФ и Украины. Причем, пропагандистский характер таких кампаний способствует формированию положительного образа РФ среди украинцев, а также формирует у них поддержку выгодной РФ политической повестки дня в Украине.
Мониторинг проникновения нарративов российских дезинформационных кампаний в Украине свидетельствует о широком использовании популярных социальных сетей, а также других онлайн-площадок. Так, наиболее популярными площадками для распространения антизападных месседжей являются Facebook и YouTube. Согласно мониторингу, на них в течение первой половины 2020 года было зафиксировано 304,5 тысячи (в Facebook) и 380,5 тысячи (в YouTube) сообщений, которые содержат нарративы антизападной риторики российской пропаганды. Для распространения российской пропаганды также используются такие социальные сети как "Вконтакте" и Twitter, на которых было зафиксировано 67,7 тысячи и 29,9 тысячи антизападных сообщений соответственно. Таким образом, только за первое полугодие 2020-го в наиболее популярных среди украинских социальных сетях было опубликовано почти 800 тысяч сообщений (или более чем 2,4 тысячи в сутки), содержащие антизападные месседжи российской государственной пропаганды.
Оказание влияния на политическую повестку дня и, как конечная и желанная цель, влияние на принятие государственных решений - являются главными целями проведения антизападной информационной кампании РФ в Украине. Это подтверждает мониторинг тезисов антизападной пропаганды в Украине. В частности, заметна корреляция между развертыванием тех или иных антилиберальных месседжей с актуальной политической повесткой дня в Украине. Так вспышка "антисоровской" риторики была зафиксирована в январе-марте 2020 года, как раз в период кризиса и последующей отставки правительства Алексея Гончарука. Также антилиберальная пропаганда активно включалась в периоды рассмотрения в Верховной Раде закона об обращении земель сельскохозяйственного назначения - тогда основными нарративами антизападной риторики были "скупка иностранным капиталом украинской земли" и другие. Также российская пропаганда в Украине создавала негативный фон переговорам украинского правительства с МВФ о заключении новой программы сотрудничества, тогда российская пропаганда больше говорила о "внешнем контроле" над Украиной, "слабости власти" и другие.
Самым свежим примером работы пропагандистской машины является дискредитация вакцинации, которой уже активно противодействуют США и Израиль. Сейчас в центре внимания пропагандистов подрыв доверия к вакцинации препаратами Moderna и Pfizer. Как ответ, например, Министерство здравоохранения Израиля открыло командный центр по мониторингу фейковых новостей о вакцине в Интернете. Для Украины эта задача не менее актуальна, учитывая широкую дискредитацию вакцины Covishield, которой сейчас вакцинируют украинцев.
Противодействие информационной войне и дезинформации требует скоординированных усилий всех государственных органов, парламента и гражданского общества, и привлечение не только ресурсов нашего государства, но и наших международных партнеров. Страны НАТО уже имеют подобные центры и определенный опыт. Никто в мире не подвергался столь массированной внешней пропаганде всеми современными методами пропаганды, как Украина. Именно поэтому инициатива президента Владимира Зеленского о создании Центра противодействия дезинформации является важной и своевременной мерой для защиты суверенитета нашего государства. Очень важно привлечь к этой работе фактчекинговые организации, общественных деятелей и организации, которые развивают медиаграмотность людей, а также бизнес-структуры, имеющие опыт обезвреживания кибер-угроз, противостояние бот-сетям.
С другой стороны, нацеленность антилиберальной кампании в пределах российской государственной пропаганды на достижение конкретного результата в виде формирования выгодного РФ общественного мнения в Украине, а также осуществление информационного давления для влияния на принятие государственных решений, обуславливают необходимость со стороны РФ постоянно расширять свое присутствие в украинском медиа-пространстве .
Информационная война уже зарекомендовала себя как эффективный инструмент российской гибридной агрессии против Украины, поэтому решение власти системно противодействовать дезинформации выглядит логичным и правильным. В то же время, новосозданному Центру противодействия дезинформации и власти в целом следует понимать, что антизападные, антилиберальные, пророссийские месседжи уже много десятилетий постоянно продуцируются и наполняют информационное пространство Украины в таком количестве, что одних лозунгов о противодействии и нескольких клерков будет недостаточно, чтобы остановить эту "фейкометную" машину. Ответ должен быть симметричным и системным, и кроме простых решений, вроде закрытия "медиа-помоек", должен включать широкую государственную программу существенного повышения уровня медиаграмотности населения, чего очевидно невозможно достичь за считанные месяцы, а требует многолетней системной работы с обществом. Необходимо не просто создать еще одну государственную структуру, но и объединить все возможности как общества, так и международных партнеров. Мы должны лишить Россию и других деструктивных игроков инструментов для манипуляции сознанием людей.