RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Ситуация напряженная как среди учителей, так и родителей - эксперт об обучении с 1 сентября

К какому обучению готовятся родители и учителя с 1 сентября

К какому обучению готовятся родители и учителя с 1 сентября Фото: УНИАН

Через две недели в Украине начинается учебный год. Но пойдут ли школьники на очное обучение - большой вопрос. Минздрав разрешит открыть школу только в том случае, если 80% сотрудников будут вакцинированы. Впрочем по нынешним темпам прививок педагогов эти планы могут не воплотиться в реальность. И пока учителя боятся принудительной вакцинации, родители хотят открытия учебных заведений, ведь на дистанционном обучении качество знаний детей существенно ухудшилось. Готовы ли учителя и родители к открытию школ, как дистанционное обучение повлияло на уровень знаний школьников, и с какими проблемами учителя и ученики столкнулись в прошлом году - в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказала соучредительница ОО "Смарт образование" и ОО "Родительский контроль", эксперт по вопросам образования ОКСАНА МАКАРЕНКО.

- Как мы будем встречать новый учебный год? Должны быть 80% сотрудников вакцинированы, но не успевают. Что об этом думают родители, которые ведут своих детей в школу?

- Очевидно, что среди родителей царят нехорошие настроения, так как опросы показывают, что подавляющее число родителей негативно относится к дистанционному обучению. Оно было не очень хорошо организовано во время карантина.

Родители отметили, что многие дети потеряли в знаниях, ухудшились оценки. И дома есть напряжение из-за того, что постоянно вокруг этого обучения идут конфликты. Поэтому они очень переживают, что школы 1 сентября не откроются из-за того, что педагоги не прививаются. Соответственно, это такое поле, где закладывается потенциальный конфликт между родителями и учителями.

На самом деле учителя со своей стороны опасаются, что их будут принуждать, нарушая их права и закон, принудительно вакцинироваться, чтобы открыть школы и избежать недовольства родителей. Еще год не наступил, а уже есть напряжение как среди учителей, так и среди родителей. Потому что родители хотят, чтобы школы открылись. Учителя тоже этого хотят, но есть очень много людей, которые добровольно не готовы вакцинироваться, и мы видим это по статистике вакцинации.

Насколько я знаю, по состоянию на несколько недель назад было вакцинировано 30% учителей. Это связано с тем, что они в отпусках, не всегда это хорошо организовано, где-то идут мощные кампании против вакцинации. Очень непростая ситуация в начале года.

- Если я правильно поняла, родители боятся вести ребенка в учебное заведение, где будет преподавать невакцинированный учитель, который может представлять угрозу?

- Нет, родители больше боятся, что школы не откроются. Надо понимать, что дети практически не болеют или болеют в легкой форме - подавляющее большинство детей. Реальная угроза коронавируса существует больше для невакцинированных учителей. Это правда.

Родители устали от дистанционного обучения, которое было во время карантина. Они его считают самым худшим развитием событий. Хуже, чем прийти в школу, где есть часть невакцинированных учителей.

Читайте: Когда учителя будут получать обещанные Зеленским 4000 долларов: министр сделал заявление

- Если посмотреть на наш опыт, действительно ли можно говорить, что немного падает качество образования детей, обучающихся дома, кроме каких-то психологических моментов и неудобств?

- Очень трудно сказать объективно, потому что не проводятся исследования. То есть мы не знаем о реальных проблемах обучения во время карантина.

Было одно исследование, которое говорило о том, что у нас еще несколько лет назад были большие разрывы между детьми из состоятельных семей и тех, которые не могут обеспечить ребенку даже элементарные вещи как покупку гаджета и компьютера.

Были большие проблемы с тем, что учителя чем-то не владели. Разница в обучении между селом и городом была почти в два года обучения. Дети в селе отставали от сверстников в крупных городах по знаниям.

Какие проблемы сейчас в учебных знаниях, реально никто не знает. Есть социологическое исследование, которое по субъективным оценкам родителей говорит о том, что дети стали учиться хуже. У них ухудшились оценки, но на сколько, по каким именно предметам - этого никто не исследовал. И очень жаль, потому что были обещания от МОН, что эта ситуация будет изучена, что в течение лета или в начале года педагоги догонят эти потери в обучении детей.

Читайте: Справка для первоклассников: каких врачей нужно пройти перед школой

Кому-то могли родители помочь, кто-то из детей реально стал лучше учиться или перестал тратить время на дорогу и сумел сосредоточиться на тех предметах, которые ему интересны, возможно, с репетиторами улучшил свои знания. Но очень много происходило случаев недобросовестного обучения, где списывали друг у друга, где просто включали Zoom без видео и не присутствовали на уроке, не слушали.

Какие реальные потери в обучении - мы не знаем, и это самое страшное. Возможно, там большие потери. То, что исследовали в других странах, например, в Европе - они отмечают около 30% потери в реальных знаниях относительно докарантинного периода.

Я думаю, у нас не меньше, а может даже и больше. Так как у многих детей не было элементарно гаджетов, не было компьютеров у самих учителей, чтобы нормально преподавать. Интернета не было скоростного. И главное, не было методики и поддержки - как переходить на дистанционное обучение.

Лично я считаю, что дистанционное обучение не является злом. Оно является очень перспективной формой. Скорее всего, в будущем большинство детей будет учиться дистанционно. Но для этого нужно подготовиться, чтобы ребенок в доме получал достаточно поддержки от родителей, чтобы было организовано рабочее место, чтобы учителя владели методиками, материалами. Они существенно отличаются от того, что происходит в классе. Главное, что это более сложная форма, чем очная.

Вообще эксперты советуют переходить на формат blended learning, где есть часть очного обучения, часть дистанционного обучения. Тогда можно строить эту гибкую траекторию обучения. Но нам до этого, как до Киева на четвереньках, как говорится.

Конечно, все родители напуганы и хотят, чтобы дети 1 сентября пришли в школу. Особенно это касается детишек, посещающих детский сад и младшую школу, потому что им сложнее дается это дистанционное обучение. Им нужно, чтобы рядом была учительница, которая поможет им овладеть хотя бы базовыми навыками.

Новини партнерів