В украинских общеобразовательных учебных заведениях учат детей вести социальный бизнес и запускать свои первые стартапы. Для этого в школах создают небольшие учебные фирмы, где дети получают теоретические знания и практические навыки. Таким образом школьники могут попробовать себя в различных современных профессиях и учатся создавать товары и услуги. Средства от их реализации идут на решение социальной проблемы, выбранной самими же учениками. "Апостроф" разбирался, как появилась такая учебная программа в Украине, как учебным заведениям добавить в расписание уроков новый учебный предмет, и какими кейсами уже могут похвастаться украинские школьники-стартаперы.
Что такое школьное социальное предпринимательство
Социальное школьное предпринимательство - это новая, утвержденная МОН, учебная программа для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений, которая дает школьникам современные навыки в организации собственного дела и создании социальных изменений. Дети запускают стартапы и генерируют идеи решения актуальных социальных проблем в населенням пункте.
Рассказывая о школьном предпринимательстве, координатор по развитию социального предпринимательства в Future Development Agency Алина Бочарникова, которая сопровождает ученические проекты, сразу отмечает: речь идет исключительно об обучении, а не о трудовой деятельности.
"Представьте ситуацию. Ребенок строит замок на площадке. Возникает вопрос: является ли он строителем? Нужно ли ему получить соответствующие лицензии и разрешение на строительные работы? Согласованно ли строительство с главным архитектором и ДАБИ? Соблюдены ли требования ДБН при возведении здания? А если вместе группа детей строит? Это уже трудовые отношения? Это сотрудники? Штраф 60 тыс. грн за каждого неоформленного сотрудника? Несовершеннолетние лица без трудового договора привлечены к строительным работам - это эксплуатация детского труда? У взрослых не возникает таких вопросов к ребенку, который строит песочный замок, а вот к обучению предпринимательству и легализации работы несовершеннолетних все еще вопросов звучит много. Организация образовательного процесса по обучению предпринимательству вызов для школ. Хочу сделать на этом акцент", - отметила Алина.
Она подчеркнула, что ученики не занимаются предпринимательской деятельностью, так как сейчас их ключевая деятельность учебная. То есть речь не идет об их трудоустройстве, об оформлении трудовых книжек. Дети посещают уроки.
"Такие слова, как "работа", "прибыль", "директор" "зарплата", употребляются как учебные термины в рамках образовательного курса", - отметила Алина.
Как появился курс социального предпринимательства в школах
В прошлом году Министерство образования и науки Украины утвердило учебный курс, главная идея которого - позволить заведениям среднего и общего образования для учеников 8-11 класса включать обучающий урок "Социальное школьное предпринимательство". К разработке учебной программы привлекли педагогов и экспертов по социальному предпринимательству, иностранных консультантов.
Привезли эту идею в Украине немцы. В Германии уже более 10 лет старшеклассники основывают в школах подобные образовательные фирмы. Финансово поддерживает проект Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии.
Что нужно сделать школе, чтобы ввести курс
Администрации учреждения среднего образования, которое хочет учить детей социальному предпринимательству, необходимо:
- написать приказ и утвердить учебный факультативный курс,
- выделить отдельную должность учителя-куратора, который будет преподавать курс;
- начать обучение по курсу социального школьного предпринимательства: пригласить учеников разных классов приобщиться к генерации идей бизнеса и поиска социальных проблем;
- привлечь к поддержке ученических стартапов их родителей, общественные организации и действующих предпринимателей в регионе.
"Это огромное достижение. Когда мы с вами учились в школах, такое невозможно было даже представить, чтобы любая общеобразовательная школа в маленькой деревне или большом городе могла сама по рекомендации Министерства образования обучать учеников предпринимательству, в частности, социальному предпринимательству, которое кроме зарабатывания средств, ставит целью социальные изменения. То есть школы получили "зеленый свет" на обучение детей современным навыкам социального проектирования и ведения бизнеса", - отметила Алина Бочарникова.
Откуда брать учебные материалы
Для того чтобы учебное заведение могло ввести факультативный курс, должна быть учебная программа, учебные материалы, причем в свободном доступе, а также соответствующая подготовка для учителей.
В 2020 году появилось пособие "Социальное школьное предпринимательство: твой первый стартап". Учителя могут использовать его для преподавания курса. Пособие можно просматривать как в онлайн версии, так и заказать бумажные книги для школьных библиотек.
Чтобы подготовить учителей к качественному преподаванию нового школьного предмета, в марте этого года на веб-платформе "Зрозуміло" авторы инициативы опубликовали учебный онлайн-курс по социальному школьному предпринимательству именно для учителей. Курс является бесплатным и открытым для участия.
Есть и видео-материалы для уроков. Образовательная организация "School of Me" записала и выложила в Youtube два видеоурока (первый и второй) по 45 минут для старшеклассников. К озвучке "пригласили" Гомера Симпсона. Онлайн-урок необычный и интерактивный. Ведущий, персонаж популярного мультфильма задает вопросы, дает задания, приглашает учеников объединяться в команды и генерировать идеи, а также думать над ответами. Это первые два урока, которые учитель может использовать для знакомства детей с социальным предпринимательством. Затем в ход идет пособие.
Ученики на уроках прорабатывают следующие темы:
- регистрация,
- бизнес-планирование,
- коммуникации и брендинг,
- маркетинг и ценообразование,
- финансовое планирование,
- производство и др.
Недавно Фонд "Восточная Европа" запустил образовательный онлайн-курс "Социальное школьное предпринимательство: твой первый стартап" для учащихся на веб-платформе "Зрозуміло". Он уже доступен школьникам к просмотру бесплатно. Это короткие видео по 5-10 минут с инструкциями и советами, как эффективно запустить собственное дело.
Что делают ученики во время обучения
В практической части курса дети собирают команду, генерируют идеи бизнеса, который им интересен для реализации, и выбирают социальную проблему, которую они обнаружили, и решение которой является для них важным.
В названии курса "социальное школьное предпринимательство" три составляющих.
"Социальное" - дети определяют социальную проблему, которая им не безразлична. Например, не хватает зеленых зон в городе, или бездомные животные не получают своевременной медицинской помощи и заботы. Ученики готовят план действий для улучшения ситуации, ищут возможность решения проблемы.
"Школьное" означает, что это обучение проходит в учебном заведении. Дети могут привлекать экспертизу учителей, ресурсы школы. Например, совместно с преподавателем биологии начать выращивать цветы в кабинете биологии или оборудовать школьную теплицу на крыльце.
"Предпринимательство" - дети моделируют производственный процесс для изготовления товаров или оказания услуг. Изучают рынок, потребности клиентов, создают прототип продукта, первую его версию, и в дальнейшем улучшают технологию производства. При этом ученики распределяют рабочие задачи между собой, выбирают ученика-директора. Определяют кто ответственный за ведение социальных сетей, копирайт, дизайн, производство, учет финансов, собеседования с новыми работниками, рекламу и тому подобное. Дети могут заменять друг друга на должностях. Так они овладевают всеми процессами, которые происходят в организации.
В команде социального школьного предприятия могут быть ученики разных классов - не обязательно одноклассники. Работу школьной фирмы сопровождает куратор - преподаватель, или кто-то из родителей, или приглашенный предприниматель. Этот человек помогает и консультирует в производственных вопросах и организации процесса.
Курс рассчитан на один учебный год, во время которого дети учатся вести документооборот, знакомятся с договорами, актами, счетами и отчетными документами, которые есть в обычных предприятий. Составляют ежемесячные планы работы, считают, сколько материала есть на производстве и сколько необходимо еще. Ведут публичную отчетность на страницах своих школьных фирм в социальных сетях.
Как школьные фирмы реализуют продукцию
Юридически школьная фирма может работать в трех форматах.
Первый, в виде школьного проекта без отдельного юридического статуса, в рамках которого ученики могут учиться, но это исключительно учебная деятельность без полного предпринимательского цикла - продажи продукции, получения средств.
Второй - школьное обучение в партнерстве с уже действующей юридическим лицом (общественной организацией, союзом, физическим лицом-предпринимателем), который берет на себя администрирование деятельности школьной фирмы (ведение бухучета, налоговой отчетности и продажа продукции).
Третий путь - сложный и интересный. Команда учеников регистрирует собственную организацию. Ученические фирмы в Украине могут действовать на базе молодежных организаций. Но важно учитывать, что не всегда в учеников после уроков есть время и брать на себя ответственность стать соучредителем и вести предпринимательскую деятельность. Поэтому этот формат регистрации возможен только при наличии желания у детей и при поддержке их родителей.
Часто образовательные учреждения, если уже запустили факультатив по социальному школьному предпринимательству, привлекают сопровождающие организации. Хотя есть и примеры, когда ученики и их родители основывают общественную молодежную организацию, которой совместно руководят дети и взрослые. Такие партнерские организации оформляют соглашения о сотрудничестве с учебным заведением и помогают обеспечивать образовательный процесс, продавать продукцию и реализовать социальную составляющую.
Что изготовляют действующие социальные школьные предприятия
Школьную фирму Wood & Kids.UA создали на базе Горской многопрофильной гимназии в городе Горское Луганской области - неподалеку от контактной линии. Школьники производят деревянные игрушки, а полученные средства направляются на высадку деревьев в городе. В команде 6 учеников: директор, конструктор, финансовый директор, художник, технолог и менеджер по коммуникациям.
Как объясняют сами школьники, в городе не хватает зеленых зон и тени в местах отдыха. Поэтому ученики собирают средства на высадку новых деревьев в городе.
"Наша визия - хотим жить в мире, в котором всем детям хватает игрушек и деревьев. Ценности нашей команды: мы получаем профессиональный опыт и развиваем наши таланты. Наши товары натуральные и не вредят окружающей среде. Мы хотим высаживать деревьев больше, чем используем. Наша социальная цель: заработать средства для высадки 300 деревьев для озеленения города до конца года", - отметил ученик-директор Кирилл.
Производят игрушки на лазерно-гравировальном станке, предварительно программируя модельные изделия на компьютере в кабинете труда. Преподаватель информатики и труда стал куратором школьной фирмы. Для налаживания работы станка и обучения работе с деревом гимназия привлекла партнерскую бизнес-организацию, которая производит деревянные модели часов, а для реализации социальной составляющей заручились поддержкой благотворительной организации. В основном дети изготавливают развивающие игрушки, и игрушки, напоминающие элементы популярных компьютерных игр. Например: керамбит с компьютерной игры CS GO.
Ученики Заворицкого УПК в Киевской области научились изготавливать мед. Команда школьной фирмы состоит из 15 школьников от 9 до 15 лет.
Производственные мощности детей - 6 ульев, 5 пчелосемей, более 50 единиц разнообразного защитного оборудования и инвентаря для пчеловодства, 300 кв.м. территории.
Руководитель СШП "Школьный улей" Анастасия Бобошко говорит, что на их предприятии работает 10 000 сотрудников - "жужиков".
"Наша социальная миссия: перечислять полученные средства местному детскому дому и на нужды школьного самоуправления Заворицкого УПК. Мы участвовали в обучающих мастер-классах по основам финансового планирования, маркетинга, пчеловодства, изготовления контента для социальных сетей, безопасности пчеловодства, знакомились с изготовлением hand made с медовой продукции", - отметила ученица Анастасия Бобошко.
Не дожидаясь этапа сбора и выкачки меда, дети начали создавать дополнительные виды медовой продукции. В частности, делали подарочные наборы свечей из воска. А после массовой выкачки меда в конце сезона планируют делать крем-мед, сладости без сахара и медовое мыло.
Фирма уже привлекла первых клиентов, товары приобретают популярность и количество заказов увеличивается.
15% полученных средств школьная фирма направляет на обеспечение, расширение пасеки.
Сейчас в компании можно заказать сладости из меда в виде конфет, мармелада, гранолы с меда.
Это фотостудия, которую основали ученики Винницкого технического лицея этой весной. Кроме штатных фотографов в команде есть менеджер, контент-мейкер, медиа-директор и бухгалтер.
Целью школьного предприятия является создание контента для социальной рекламы, проведение фотовыставок, видеороликов для общественных организаций и социальных предприятий.
"Главной ценностью и главным достижением нашей команды являются люди. Наши фотографы уже имеют определенный опыт работы от 1 до 3 лет, поэтому клиентами нашего предпринимательства является смежные клиенты членов нашей команды. Кроме фотосферы, я занимаюсь web-разработкой, большое преимущество в том, что у нас будет качественный профессиональный сайт", - отметил 9-классник Артур Дубинин.
По его словам, "BLACK CHERRY" готовы работать и в формате B2B - помогать другим социальным предприятиям создавать логотипы и делать фотосессии.
Девиз этого школьного предприятия - новая жизнь старым вещам. В команде 25 девушек, которые из поддержанной одежды делают аксессуары для животных: игрушки, лежаки и тому подобное.
Социальной проблемой для школьников с Тернопольщины стало то, что многие люди не задумываются, как они утилизируют использованную одежду, выбрасывая ее или сжигая. Поэтому дети решили дать ей вторую жизнь.
Девушки собираются еженедельно и производят продукцию. Продукция реализуется в Instagram. Цены, говорят представительницы фирмы, соответствуют работе и затратам на дополнительные материалы, и значительно ниже, чем в других магазинах.
ECO GRAS - с немецкого "эко-трава". Школьное предприятие начало работу в начале этого лета. Дети из маленького поселка Стандница в Винницкой области в школе выращивают микрогрин. Это маленькая зелень: базилик, горчица, рукола и тому подобное.
Товар продается на ярмарках и онлайн, а вырученные средства ученики собирают на запуск сортировочной станции при Стадницкой гимназии. Вместе с этим дети проводят бесплатные мастер-классы об эко-упаковке и учат односельчан отказываться от полиэтиленовых пакетов.
Своей работой дети хотят повысить уровень знаний общества о здоровом питании и экологичных способах обращения с мусором.
Теги: устойчивое_развитие, социальное_предприятие, школьники
Социальный бизнес в школах работает уже второй год
Дети создают социальные предприятия во время учебы в школе с разрешения МОН