После вступления в войну в Сирии России объявили джихад — вслед за духовными лидерами Саудовской Аравии, это сделали террористы ИГИЛ. Какая опасность грозит РФ в результате новой агрессии Кремля, и в чем сильно ошибается Владимир Путин, — мнение Дмитрия Орешкина для "Апострофа".
Эта реакция была предсказуема. И это — реальная угроза. Более того, я склонен думать, что за этой угрозой последуют какие-то конкретные шаги. Организовывать взрывы гораздо проще, чем заниматься наблюдательной деятельностью.
В джихадистских кругах система приоритетов выстроена так: кто больше взрыв организовал — тот круче, тот уважаемей, богаче. Это такая себе "антисистема", которая как воронка ведет все ниже и ниже, но, тем самым, все ближе и ближе к дьяволу. Хотя сами они думают, что становятся ближе к Аллаху.
За объявлением джихада обязательно последуют шаги. Это (исламисты, — "Апостроф") люди другой фазы социального развития. Теперь, когда джихад объявили, они будут соревноваться, кто первым пошлет своего смертника взорваться. В этом не может быть сомнений.
Вопрос в другом — джихад и Сирия. Если бы не было Сирии, джихада так сразу бы не объявили. Но политика задабривания исламистов — так же бесперспективна, как политика задабривания фашистов и умиротворения коммунистов на ранних стадиях развития всех этих социальных наростов.
Бессмысленно договариваться с Лениным о каких-то общих действиях, если он жизнерадостно говорит: "Буржуи нам продадут веревку, на которой мы их повесим". И то, что он будет вешать буржуев, для него совершенно очевидная аксиома. Как просто жизнерадостный человек он думает, что буржуи этого не понимают и пытаются с ним договориться. Такая же история с Гитлером: можно вступить в какой-то стратегический союз с большевиками во главе со Сталиным в 1939 году для того, чтобы напасть на ненавистную Британию и поделить Польшу. Но ни для кого не секрет, что в нужный момент кто-то из них ударит: либо Гитлер по Сталину, либо Сталин по Гитлеру.
Точно так же с джихадистами — умиротворять их бессмысленно. Поэтому говорить, что если бы Путин не ввязался в сирийский конфликт, то этого бы не было, можно только в контексте краткосрочной перспективы. Не было бы в течение еще одного, двух, максимум — трех лет. Потому что через год, полтора или два в бывшей советской Средней Азии джихадисты начнут атаку. Это просто специфика их действий. Они обречены на экспансию. Без экспансии они не могут существовать. Без джихада они не могут жить.
На этот раз они начали джихад в Сирии. Путин глубоко ошибается или сильно лжет, когда заявляет, что он дает отпор ИГИЛу в Сирии. Там ИГИЛ Путину не угрожает. ИГИЛ угрожает Путину со стороны Афганистана, Туркмении, Узбекистана и так далее.
И не случайно господин Каримов (глава Узбекистана Ислам Каримов) очень сурово выразился в адрес сирийской политики Путина, жестко его раскритиковал. Потому что отвечать ему придется. Путин почему-то думает, что если он развернет военные базы в Сирии, то защитит себя от атаки с юга — из Средней Азии. Это либо осознанная ложь, либо глубокое непонимание ситуации.
Да, там другие исламисты, но они такие же отмороженные. Он там могут называть себя Талибаном, но, в то же время, виртуально они могут брататься с тем же ИГИЛом. И то, что ты уничтожил базы в Сирии, — не значит ровно ничего для баз, которые находятся в Афганистане. Там бы война и так началась через год или два, а так она просто начнется раньше. Поэтому, когда Каримов, мягко говоря, выражает разочарование, это понятно, потому что ему отвечать. Ему идет прямая угроза в лоб. И говорить о том, что Путин каким-то образом защитится от Талибана в Сирии — это самообман. В лучшем случае.
Я думаю, что перспектива конфликта с Талибаном/ИГИЛом — неизбежна, вопрос — только во времени. Даже Иран называл Россию "малым сатаной", а США — большим. Если бы Путин мыслил стратегически, он бы договаривался с Западом, потому что мы, так или иначе, — православная, христианская культура, и для этих людей (исламистов, — "Апостроф") мы — не союзники. Мы — "крестоносцы" или, как они любят говорить, представители "иудо-христианства". Так или иначе, мы для них — враги и порождение сатаны, и их цель — нас уничтожать. А Путин вместо этого пытается разыграть партию с исламистами, чтобы нанести ущерб Штатам. Но это абсолютно неудачная стратегия.
Украина (во всяком случае, сейчас) целью ИГИЛа не является. У него есть более существенные цели — Россия, США, страны Западной Европы. А Путин навлек на себя угрозу, которая существует перед любым европейским государством...