Утром во вторник, 24 ноября, на турецко-сирийской границе сбили российский бомбардировщик Су-24. Турция заявила, что он вторгся в ее воздушное пространство и после многократных предупреждений был сбит истребителями F-16. В Министерстве обороны РФ утверждают, что бомбардировщик находился исключительно над сирийской территорией и воздушную границу не нарушал. По мнению опрошенных "Апострофом" экспертов, уничтожение самолета приведет к полному разрыву дипломатических связей между Анкарой и Москвой. Более того, некоторые собеседники издания предполагают, что этот конфликт может закончиться войной между НАТО и РФ.
Информация о том, что на турецко-сирийской границе был сбит военный самолет, утром во вторник появилась на сайте Генштаба Турции. В сообщении не уточнялось, что это был российский бомбардировщик, однако говорилось, что неизвестный самолет в течение пяти минут десять раз нарушил воздушное пространство Турции. При этом его десять раз предупреждали об нарушении, но когда никакой реакции не последовало, на перехват самолета были отправлены два истребителя F-16, которые сбили его.
Позже в Министерстве обороны РФ сообщили, что это был российский истребитель Су-24. Российские военные настаивают, что "все время полета самолет находился исключительно над территорией Сирии", а турецкую границу не пересекал. По предварительным данным, его якобы сбили с земли. "Обстоятельства падения самолета пока выясняются", — говорилось в сообщении. Во второй половине дня президент РФ Владимир Путин подтвердил, что сбитый Су-24 был атакован турецкими истребителями. При этом, по его словам, самолет был сбит в 1 километре от границы с Турцией, а упал в 4 километрах от нее. Согласно информации Минобороны РФ, пилотам потерпевшего крушение самолета удалось катапультироваться. Позже турецкие СМИ сообщили, что оба пилота выжили, но попали в плен: один, по предварительным данным, к турецким военным, а второй — к сирийским боевикам. Впоследствии появилась информация, что оба пилота погибли.
Какое влияние это происшествие может оказать на взаимоотношения между Москвой и Анкарой? В первую очередь, как заявил "Апострофу" экс-глава Службы внешней разведки, генерал армии Украины Николай Маломуж, значительно ухудшатся дипломатические взаимоотношения между странами. "Россия будет воспринимать гибель своего бомбардировщика как откровенный недружественный акт, который привел к серьезным жертвам. Среди прочего это поставит под угрозу реализацию энергетических программ, в частности, строительство россиянами в Турции атомной электростанции и газопровода "Турецкий поток", — отметил он.
Первые признаки ухудшения дипломатических отношений уже начали проявляться. Так, президент РФ Владимир Путин назвал Турцию пособником террористов. По его словам, российский военный самолет ничем не угрожал Турции, а его уничтожение стало для Москвы "ударом в спину". Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который должен был отправиться в Турцию 25 ноября, отменил свой визит и рекомендовал гражданам России воздержаться от поездок в Турцию. А вице-спикер Госдумы РФ Николай Левичев предложил запретить авиасообщение с Турцией и эвакуировать из этой страны всех россиян.
Всерьез обеспокоены и в Анкаре. Инцидент со сбитым российским бомбардировщиком будет обсуждаться в Брюсселе на уровне послов стран-членов НАТО (Турция является членом Альянса). По данным "Апострофа", соответствующее заседание запланировано на 17:00 по местному времени. По мнению Николая Маломужа, в Альянсе будут искать пути, как не допустить военной эскалации ситуации. "В целом, я считаю, что Россия и Турция будут давить друг на друга посредством угроз по применению систем ПВО, авиации и других ракетных комплексов. Но до открытого военного противостояния, по моему мнению, дело не дойдет", — спрогнозировал эксперт.
Схожее мнение выразил также директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский. По его словам, сейчас никаких предпосылок для нагнетания ситуации в военной плоскости нет. "Турция просто защитила свои границы и показала хороший пример другим государствам. В том числе, и Украине. Для России, в свою очередь, это неудачная попытка добиться ведущих ролей в регионе, не более того", — отметил он.
Мнения российских специалистов разделились. Как отметил военный эксперт Павел Фельгенгауэр, быстро урегулировать ситуацию дипломатическим способом не удастся. Поэтому вполне возможно военное противостояние между Турцией и РФ: "Могут начаться воздушные бои между турецкими и российскими самолетами, морские сражения между турецкими и российскими военными кораблями около Сирии. Турки могут перекрыть Босфор для военного, а может быть и гражданского российского транспорта", — спрогнозировал специалист. По его словам, в случае начала таких столкновений, к Турции подключатся ее союзники по НАТО, что грозит полномасштабной войной с Россией: "В этом плане Турция будет сильнее, если не количественно, то качественно. В случае такого конфликта без применения ядерного оружия у РФ вообще никаких шансов нет", — подчеркнул он. По мнению Фельгенгауэра, военное развитие конфликта может привести даже к ядерному конфликту.
Другой российский военный эксперт Александр Гольц придерживается иного мнения. Он считает, что Кремль попытается перевести конфликт в политическую плоскость и замять его. "Я допускаю сценарий, что РФ может отозвать своего посла из Турции, выслать из Москвы турецкого посла, а также надавить на Анкару в экономическом плане. Речь может идти об ограничении туристического потока и сотрудничества в энергетической сфере", — сказал он "Апострофу". При этом масштабного военного противостояния, по словам господина Гольца, между Москвой и Анкарой не будет. "Для того, чтобы это понять, можно вспомнить хотя бы катастрофу Boeing 747 над Сахалином, когда Советский Союз сбил южнокорейский пассажирский самолет. Тогда погибли все находящиеся на борту 269 человек, однако ситуацию удалось замять", — отметил он.
Аналитик Европейского Политического Центра (Брюссель) Аманда Пол также считает, что инцидент с российским бомбардировщиком не закончится войной: "Ядерное оружие — это последняя мера, которая может быть применена только в крайнем случае. Сейчас сложно предвидеть поведение Путина, однако я не думаю, что он готов объявить войну всему миру. По моему мнению, с обеих сторон будут предприниматься попытки к мирному и дипломатическому урегулированию вопроса".