RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Мир

Конец глобализации: чем закончился форум в Давосе

Приход Трампа может означать конец глобализации, пишут иностранные СМИ

Приход Трампа может означать конец глобализации, пишут иностранные СМИ В швейцарском Давосе завершился 47-й Всемирный экономический форум Фото: EPA/UPG

47-й Всемирный экономический форум под названием "Чуткое и ответственное руководство" собрал рекордное число участников - около 3000 представителей власти и истеблишмента. Начался форум 17 января с обсуждения двух тем: президента США Дональда Трампа и Brexit. Говорили, конечно, в контексте новых вызовов и обеспокоенности о будущем безопасности Европы, о пока неизвестности политики новой администрации Белого дома. Глобализация как тема прошла красной нитью по всему форуму. Многие касались этой темы и того, как она повлияла на современное распространение идей популизма в мире. Мировые издания осветили это событие со своей позиции и попытались обозначить главные его месседжи, а также найти общий знаменатель: чем же закончился форум в Давосе.

Так, агентство Bloomberg опубликовало точку зрения банкиров, которые участвовали в форуме. Главная мысль их выступлений сводилась к тому, что Дональду Трампу удастся "сделать Уолл-стрит снова великой". Умиротворенные своей высокой доходностью в четвертом квартале "честолюбивые" из Уолл-стрит в Давосе выразили убеждение, что новая администрация Белого дома ослабит нормативные ограничения для финансистов, даже если закон Додда-Франка за подписью Барака Обамы останется нетронутым в значительной степени. (Принятые в 2010 году правила, известные как закон Додда-Франка, ограничили деятельность банков, хедж-фондов и торговлю производными ценными бумагами).

Тайлер Коуэн, обозреватель Bloomberg view и профессор экономики в университете Джорджа Мейсона, написал свою колонку после форума, говоря об основной, по его мнению, теме форума - глобализации. Он все же счел главным обсуждением то, что глобалисты пренебрегли благосостоянием людей и тем самым породили враждебный, но такой очевидный популизм.

Как пишет британское издание Guardian, в этом году в Давосе очень преобладало опасение того, что результаты референдумов в Великобритании, Италии вместе с выборами Дональда Трампа представляют собой уход от глобализации в национализм и протекционизм. В связи с этой темой глава МВФ Кристин Лагард заявила о том, что средний класс находится в условиях кризиса. Она также предупредила, что неравенство, недоверие и отсутствие надежды подпитывает растущий популизм. Тема глобализации, как пишет Guardian, поднималась в необходимости создания мер по борьбе с неравенством.

Так, Джозеф Байден заявил, что глобализация и новые технологии стали в действительности причиной "размывание границ среднего класса, традиционным двигателем экономического роста и социальной стабильности в западных странах". Он добавил: "Мы не можем отменить пришедшие к нам технологические изменения. Но мы можем, и мы должны принять меры по смягчению экономических тенденций, которые провоцируют беспорядки во многих странах с развитой экономикой и подрывают основополагающие принципы свободы".

Как обозначила для себя редакция Deutsche Welle, обсуждения в Давосе дали понять, что у Европы нет видения или сигнала, который бы она могла дать после Brexit и в связи с избранием президентом США Трампа. Лагард заявила, что неясно, как Трамп планирует сделать Америку великой снова. А гарвардский экономист Ларри Саммерс уверен, что средний класс не станет бенефициаром политики Трампа. "Классический популизм неизменно контрпродуктивен для тех, кто его предлагает в качестве режима политики", - заверил он.

Как пишет немецкое издание Die Zeit, Всемирный экономический форум закончился явной всеобщей растерянностью: что делать с Трампом, национализмом и разочарованием среднего класса? Ответы представителей элиты вряд ли звучали убедительно, посчитали в издании. Издание The Washington Post, подводя итоги форума, также задается подобным вопросом: придет ли конец глобализации с приходом Трампа? Именно на этот вопрос искали ответ участники Давосского форума. Конечно, пишут журналисты издания, вопросы борьбы с эпидемиями, борьбы с неравенством по всему миру поднимались и очень активно. Но неизбежно все обсуждения все равно возвращались к теме о Трампе, который обещал переписать повестку дня о свободной торговле и к теме возможной торговой войны с Китаем. В тоже время из выступления лидера КНР Си Цзиньпина стало очевидным, что Китай хочет занять более активную роль на мировой арене, пишет издание. "Мы придерживаться принципов свободной торговли и инвестиций, не поддерживать протекционизм", - сказал он. "Никто не выйдет победителем в торговой войне", - приводит слова Си Цзиньпина издание.

Выступление китайского лидера и опасения Европы по поводу новой политики Трампа могут заставить ЕС развернуться к Китаю, считает комментатор-международник, колумнист Finanсial Times Гидеон Рахман. Обозреватель поведал также, о чем говорили участники в кулуарах в Давосе. После услышанного вне официальной части Рахман заявил, что трудно избавится от впечатления, что Запад как политическое понятие находится на грани коллапса. Он также подчеркнул, что самую большую непосредственную угрозу для ЕС, исходя из всего сказанного, представляет Brexit. В связи с тем, что ЕС может столкнуться с проявлением враждебности со стороны Москвы, Вашингтона и Лондона – на этой волне популистские движения против ЕС могут активизироваться. По мнению обозревателя, за кулисами и между строк заявлений в Давосе есть понимание того, что время "атлантизма" может подходить к концу. В этих условиях у чиновников ЕС растет интерес к Пекину.

Читайте также

Дешевая нефть – слабая Россия: что может заставить страну-агрессора прекратить войну

При цене барреля нефти 50 долларов и ниже в течение хотя бы полугода России будет крайне сложно продолжать войну против Украины

Рядом с Путиным: чем завершится суд над руководством Израиля

На Западе появилось большое лобби, выступающее против Израиля

Ресурсы России иссякают: как Путин пытается получить от Китая гарантии

И Украина, и Россия сейчас испытывают нехватку ресурсов, и поэтому активно ищут помощь у других стран