В северо-западной африканской Республике Мали произошел государственный переворот с участием военных. В среду, 19 августа, мятежники взяли штурмом резиденцию президента Ибрагима Бубакар Кейта и арестовали его вместе с премьер-министром Республики. Через несколько часов глава африканской страны заявил, что уходит в отставку и распустил парламент и правительство.
Это уже не первый мятеж в Мали, однако в нынешней ситуации задействованы интересы двух мощных стран - Франции и России. "Апостроф" решил разобраться, какова роль Москвы в восстании, и при чем здесь Беларусь.
Как начинался мятеж
Еще в июне этого года Мали захватили массовые протесты. Оппозиция обвиняла правительство в коррупции, проведении ужасной экономической политики и была недовольна ростом насилия в некоторых регионах. В частности оппозиционеры выдвигали претензии к президенту, который не решал этих проблем.
18 августа в военном гарнизоне в г. Кати, который находится недалеко от столицы Бамако, произошла перестрелка. Восставшие офицеры арестовали командование и отправились в столицу с колонной бронетехники и танков. Их целью стал захват центра столицы Бамако, и уже на следующий день мятежникам удалось штурмом захватить резиденцию президента вместе с главой Республики и премьер-министром.
За несколько часов президент выступил в телевизионном обращении с заявлением о своей отставке и роспуске парламента: "Если сегодня некоторые элементы в наших вооруженных силах хотят покончить с этим путем интервенции, есть ли у меня на самом деле выбор?" - заявил он.
За тем с обращением к народу выступили сами военные-мятежники. В своем заявлении они сообщили, что власть в стране переходит к Национальному комитету спасения народа (НКСН), который гарантирует обеспечение государственного управления в республике. Правда кто войдет в состав НКСН и кто возглавит комитет пока неизвестно.
Также путчисты закрыли сухопутные и воздушные границы, и ввели комендантский час в стране.
Непризнание и санкции
На государственный переворот в Мали сразу же отреагировали государства-члены Экономического сообщества стран Западной Африки (ECOWAS). Союз не признает новой власти и наложил санкции на Республику, среди которых ограничение транспортного сообщения с Мали, приостановлении экономических и финансовых транзакций государств-членов ECOWAS с Мали, и приостановление членства Республики в Африканском Союзе.
Военный мятеж уже осудили во Франции, которая поддерживала президента Кейта.
Ибрагим Бубакар Кейта и Эмманюэль Макрон
В комментарии "Апостроф" соучредитель Центра исследования Африки Александр Мишин отметил, что для Франции Западная Африка есть жизненно важной зоной интересов, в частности, это касается Республики Мали, которая является бывшей французской колонией.
"Франция после Brexit является ключевым государством ЕС, учитывая уровень экономического развития, статус постоянного члена Совета безопасности ООН и наличие ядерного оружия. Страна безусловно является глобальным игроком, и для Франции жизненно важной зоной интересов является Западная Африка, особенно страны региона Сахеля. С точки зрения геополитики, сердцевинной страной Сахеля есть Республика Мали, которая является бывшей французской колонией, следовательно для Парижа любой ценой необходимо сохранять влияние на правительство этой страны", - пояснил эксперт.
К позиции Парижа также присоединились ЕС, США и Канада.
Мали-Франция-Россия-Беларусь
Как известно, с 9 августа в Республике Беларусь начались массовые протесты против результатов президентских выборов, согласно которым победу одержал действующий президент Александр Лукашенко. Митингующие требуют провести повторные выборы и скандируют "Жыве Беларусь!" и "Иди!", обращаясь к Лукашенко.
Так причем же к мятежу в Мали Россия и Беларусь объясняет Александр Мишин. По его словам, еще со времен "холодной войны" влияние СССР, а затем РФ на Вооруженные силы Мали был и очень сильным. Даже сейчас в военных вузах России ежегодно проходят обучение или курсы подготовки военные Мали.
В частности лидер текущего мятежа полковник саду Камара также недавно вернулся с курсов переподготовки, которые проходил в РФ.
А теперь вспоминаем, что Франция также имеет влияние на Мали. После падения режима Каддафи в Ливии, к северу Республики попало очень много оружия из ливийских арсеналов, а также вернулись местные туареги, которые были гвардией Каддафи и потеряли средства к существованию после его падения. В 2012 году они предприняли попытку создания собственного государства на севере Мали - "Республики Азавад" в союзе с местным радикальными исламистами. Однако путчисты потерпели поражение.
"По просьбе правительства Мали тогда Франция начала серию военных операций против сепаратистов и джихадистов с целью восстановления территориальной целостности Мали. Но они имели достаточно ограниченный успех, и Республика превратилась в питомник джихадизма в Западной Африке", - говорит Мишин.
Именно из-за невозможности стабилизировать ситуацию в стране, правительство президента Ибрагима Бубакара Кейти и его французские партнеры подвергались критике со стороны местной оппозиции.
Французские войска в Мали
В то же время Россия также предлагала малийскому правительства отправить своих военных в страну для "нормализации ситуации" и в целях борьбы против террористов в регионе Сахары-Сахеля.
Теперь же к власти в Мали пришел ряд руководителей, имеющих пророссийские ориентации: "Соответственно Москва будет влияние на процесс дальнейшего политического развития Мали, и есть риски, что новое правительство будет вполне антифранцузским", - объясняет эксперт.
Именно это подталкивает президента Франции Эммануэля Макрона искать возможности давления на русских, и президента Владимира Путина. А наиболее болезненной темой для РФ сейчас ситуация в Беларуси, где также продолжаются протесты.
"Беларусь имеет стратегическое значение для России, поскольку является частью "Союзного государства" и рассматривается в Кремле зоной безусловного российского влияния. Народные протесты с требованиями отставки президента Лукашенко из-за фальсификаций выборов ставят под некоторое сомнение будущее российского влияния в Беларуси. Итак, Макрон, который поддерживает белорусскую оппозицию, возглавляемую Светланой Тихановской, может предложить Путину некоторый компромиссный вариант по схеме - стабилизация Мали в обмен на стабилизацию Беларуси", - считает Мишин.
Он напомнил, что 18 августа Путин и Макрон провели телефонные переговоры относительно протестов в Беларуси, где глава Кремля отметил, что вмешательство во внутренние дела Республики недопустимо, так же как и давление на Лукашенко.
В свою очередь Макрон заявил, что ЕС будет играть конструктивную роль с целью прекращения насилия и поиска политического решения кризиса на базе стремлений народа, которые были высказаны на массовых митингах последних дней.
"Но на официальном уровне Макрон не заявлял о необходимости Лукашенко покинуть свой пост, так что нельзя исключать, что в такой позиции французского президента большую роль сыграла ситуация в Мали. Учитывая текущие политические реалии сохранения влияния на Республику Мали и поддержания там безопасности и стабильности для Парижа является точно не менее важным, чем отстаивание демократического выбора народа Беларуси", - говорит Мишин.
"Итак, французское руководство стоит перед не простой дилеммой поиска равновесного решения этого уравнения. А это уже существенно влияет на позицию всего ЕС, по ситуации вокруг Беларуси", - заключил эксперт.