В Молдове по обвинению в госизмене и коррупции задержали бывшего президента, пророссийского политика и лидера Партии социалистов Игоря Додона, причем задержание совпало с переговорами со странами НАТО об усилении обороноспособности молдавской армии. О том, почему Додону выдвинули обвинения именно сейчас и сможет ли Кишинев попытаться очиститься от пророссийских агентов, "Апострофу" рассказал политолог Виталий Кулик.
Слухи о деятельности Додона ходили давно, был ряд утечек из антикоррупционных органов: молдавские спецслужбы говорили, что Додон общался не только с олигархами, такими как Плахотнюк, но и совершил действия, которые могут быть квалифицированы как государственная измена. Поэтому информация об уголовном деле в отношении бывшего президента появилась сразу же после его отставки, у следственных органов были вопросы к нему еще когда он был президентом, но на них они не получили адекватных ответов. На мой взгляд, сейчас происходит закономерное развитие ситуации.
В данный момент Додон и его сторонники пытаются расшатать политическую ситуацию в Молдове. Бывшего президента обвиняют в том, что он и его люди фактически подыгрывают русским в провоцировании массовых беспорядков, которых только чудом их удалось избежать 9-го мая. То есть речь идет о создании нестабильности с возможностью втягивания в квази-вооруженный конфликт и свержением конституционной власти в Республике Молдова. Поэтому в этой игре Додон должен быть нейтрализован как возможный пророссийский ставленник, в том числе путем доведения до логического завершения истории с обвинением в отношении него.
В то же время я понимаю, почему раньше этого не было сделано. Дело в том, что часть политической элиты, в той или иной мере в свое время была клиентами господина Плахотнюка, так же, как и Додон. И сейчас, преследуя Додона, они рискуют "выйти на самих себя". Конечно, я не говорю о Санду, но я говорю о ряде других ее политических партнеров, которые могут оказаться подельниками Додона в случае проведения независимого расследования коррупционных действий. В любом случае, это уже вопрос к следователям Молдовы.
На мой взгляд, та информация, которая есть у нашей стороны, и которая была озвучена и опубликована в самой Молдове, свидетельствует о том, что Додон хотел реванша, и он со своими людьми принимали участие в планировании дестабилизации ситуации в Молдове. В ситуации, когда существует угроза Республике Молдова, в том числе, когда вопрос стоит о существовании этого государства как такового, на фоне отсутствия у Молдовы крупных вооруженных сил, неспособных сопротивляться даже приднестровским формированиям, данное решение Кишинева является правильным. Надеюсь, что они доведут дело до конца, будет объективный суд и вердикт в деле Додона будет оглашен.
В то же время, следует понимать, что Молдова начала свой путь по западному треку уже давно, а не сейчас, когда идут сообщения о возможной помощи Запада в поставках оружия. Напомню, что Молдова раньше Украины получила безвиз, она выполнила все обязательства в рамках Ассоциации с ЕС. В целом их движение на евроинтеграционном треке опережало Украину, Кишинев находится в шаге от кандидатства. То есть они сделали всю домашнюю работу в части движения в ЕС в отличии от Украины. Поэтому разговоры о поставках оружия — это не выбор вектора. Дело в том, что Кишиневу сейчас нечего противопоставить приднестровской или российской угрозе. В случае военной операции, попытки высадки десанта в Одесской области на Буджаке и провоцировании Приднестровья к участию в вооруженном конфликте Кишиневу нечем сопротивляться. У них нет нормальной армии, они не способны противостоять так называемым вооруженным силам "ПМР". 5 тысяч вооруженных сил Молдовы против 8 тысяч так называемых вооруженных сил "ПМР" — это ни о чем.
Конечно, Молдова боится быть втянутой в войну: на кону стоит ее существование как независимого государства. Поэтому для Молдовы сейчас является закономерным воспользоваться ситуацией и получить вооружение от стран НАТО и США, провести модернизацию, создать эффективную армию обороны. В то же время я не вижу готовности Молдовы изменить нейтральный статус до решения приднестровского конфликта. Кроме того, тут нейтральный статус — это "филькина грамота". Всерьез его не рассматривает ни один из игроков, и в первую очередь Россия, на которую он якобы ориентирован. Да, Кишинев пытается балансировать и воздерживаться от каких-либо действий, которые могут быть расценены Россией как агрессивные и угрожающие российским интересам. Но Молдова сейчас является транспортным хабом для поставок товаров и необходимых вещей для Украины из стран Европейского союза. Чтобы выбить Кишинев из этой логистической цепочки были попытки спровоцировать нестабильность в начале мая, втянув Приднестровье в вооруженный конфликт. Сейчас эта идея временно затухла, но она не исчезла. Поэтому очевидно, что Молдове придется выбирать, но пока существует Приднестровье, в Кишиневе вынуждены балансировать и поэтому отказываться от нейтрального статуса не будут.