В последние недели Китай чрезвычайно активизировался в вопросе отношений с россией. В Москву с визитами приезжали лидер КНР Си Цзиньпин, а также министр обороны Китая Ли Шанфу. В частности, обсуждали и войну в Украине. Что означает такая активизация, почему Китай сосредоточился на сотрудничестве с россией и какую позицию в отношениях с Китаем может занимать Украина – в эфире Апостроф TV рассказал эксперт по международной политике Украинского института будущего Илия Куса.
Китай понял, что если он претендует на то, чтобы быть одним из мировых центров влияния, ему нужно выходить с какими-либо предложениями или по крайней мере более четко формулировать свою позицию по войне, насколько это возможно - как и с учетом особенностей китайской дипломатии, так и в связи с необходимостью для них держать этот нейтралитет для того, чтобы не попасть под западные санкции. То есть у них есть глобальные амбиции, но молчание по Украине выглядит не очень нормально. Если они хотят быть глобальным игроком, им нужно по Украине что-то делать, что-то предлагать, с кем говорить, какую-то позицию занимать.
Читайте: Переговоры возможны уже летом: как Макрон с помощью Китая хочет "помирить" Украину и Россию
Эти формулировки, с которыми выступает Китай по поводу "кризиса в Украине", мирных переговоров – это общие банальные вещи, которые в принципе не соответствуют ничьему мейнстриму. Позиции по переговорам о мире придерживается половина мира, особенно не западные страны, а Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. Это больше реверанс в их сторону, чем россии, потому что Песков недавно заявлял, что переговоры с Украиной сейчас невозможны и их не будет. Безусловно, в Москве не будут критиковать Китай за то, что они не говорят то, что им нужно, не осуждают Украину, не говорят о так называемом "нацизме" в Украине и т.д. Им Китай нужен, они скажут, что они очень большие друзья и всегда будут так говорить, потому что у россиян нет выбора. Если Китая не будет, то у них не остается нормальных стратегических партнеров на внешнем треке.
Само по себе сотрудничество с россией для Китая остается важным в контексте их глобального противостояния Соединенным Штатам. Это не история о том, что китайцы любят россиян или как-то полностью поддерживают их действия в Украине. Это история о том, что они, во-первых, хотят усилить свое влияние на россию и зависимость россии от Китая, что сейчас и происходит. Во-вторых, они рассматривают россию как такой компонент их противостояния с Соединенными Штатами. Поэтому они активно с ней сохраняют связи в противовес Штатам, в частности, чтобы не позволить, чтобы существующий в россии политический режим полностью упал, потому что это не отвечает долгосрочным интересам Китая. Здесь играет фактор китайской внешней политики, который касается не совсем Украины и россии, а скорее их соперничества с Соединенными Штатами.
Читайте: Мирный план по-китайскому: как Поднебесная приводит российские ракеты на украинские города
Пока они будут рассматривать россию как ценный актив против США, они будут с ней поддерживать отношения. Если в какой-то момент они поймут, что этот ценный актив им больше не нужен, или, например, появился какой-то другой партнер, с которым интереснее сотрудничать в этом вопросе… Есть партнеры в других регионах, в этом регионе пока остается только россия.
В долгосрочной перспективе Украина может занять ключевую роль балансира Китая с одной стороны, с другой – мостика, который нужен Китаю в Европу через Азию. По сути, у нас есть документ о стратегическом партнерстве с Китаем от 2013 года, а в 2014 году мы еще подписывали соглашения об участии в инициативе "Один пояс - один путь". Правда, никаких практических проектов реализовано не было. То есть в долгосрочной перспективе без привязки к войне мы можем, если будем иметь соответствующую амбицию, заменить россию для Китая в отдельных компонентах их внешней политики.
Это не означает, что эта позиция будет далека от Соединенных Штатов. Нам не нужно участвовать в противостоянии с Соединенными Штатами, но мы можем развивать те сферы, где у нас есть с Китаем взаимный интерес, которые, в принципе, не затрагивают жизненно важные интересы Штатов. Балансир – имеется в виду не союзник. Нам не нужно выступать на стороне Китая против кого-то, это абсолютно неправильная стратегия, потому что мы повторим то, что было до этого.