Программная речь нового президента США Дональда Трампа не содержала особых сенсационных заявлений. Он говорил о необходимости увеличения расходов на оборону страны, о миграционных вопросах и вопросах торговли. Однако, те кто ожидал наконец услышать о главных приоритетах во внешней политике президента США, все же дождались нового месседжа. "Америка хочет найти новых друзей, а также установить новые партнерские отношения по общим интересам", - сказал загадочно Трамп во время своего выступления. О каких общих интересах на самом деле говорил Трамп, и кого США видят своими союзниками, рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко.
В выступлении Трампа перед Конгрессом было мало конкретики, его речь в американском парламенте не отличается от его инаугурационной речи месяц назад. Если направления внутренней политики были ранее более или менее озвучены: миграционная, торговая, эмиграционная политика, то внешнеполитические шаги нового президента остаются загадкой. В выступлении Трамп упомянул лишь об угрозе радикального исламского терроризма, а также о роли американских союзников в устранении угроз национальной безопасности США.
В целом речь американского президента свидетельствует о последовательности его предвыборной кампании. Трамп пришел к власти на фоне увеличения социально-экономических проблем. И эти проблемы способствовали увеличению числа избирателей, выступающих за какие популистские, радикальные, нестандартные подходы к решению проблем. Перед Трампом стоит непростая задача: как выполнить свои предвыборные обещания в то время, когда американские институты накладывают много ограничений. Ведь тот же его миграционный указ, который носил очень популистский характер и касался ограничений въезда из семи мусульманских стран, был приостановлен судебной инстанцией.
Трамп преследует очень прагматичную политику: США готовы выделять помощь и поддерживать те государства, которые наиболее соответствуют интересам Вашингтона. И здесь есть две сферы, на которые США будут тратить значительные ресурсы - торговля и безопасность. Прежде всего наибольшая поддержка будет направляться на крупнейших торговых партнеров Соединенных Штатов - это Япония, Австралия, Канада, государства Западной Европы, страны Юго-Восточной Азии. Что касается безопасности, то речь идет о странах НАТО, несмотря на заявления Трампа о том, что это "устарела" организация. Также в этой связи США будут налаживать диалог со многими арабскими государствами, которые не являются союзниками США с формальной точки зрения, однако, они также рассматривают и ИГИЛ как угрозу национальной безопасности, и готовы в этом плане тесно сотрудничать с США.
Среди союзников Трамп рассматривает те государства, которые активно вовлечены в кампании в Сирии, в Ираке - это Франция, Великобритания, Канада, Турция и, безусловно, региональные страны - Саудовская Аравия, Катар, Египет и Иордания. Однако, какой будет конкретная политика Трампа в этих направлениях - это мы узнаем после контактов на высшем уровне между Трампом и лидерами этих стран.
Трамп также обещал модернизацию программ сухопутных войск и морского флота. Если следовать его риторике, то это должна быть наиболее революционная модернизация со времен Рейгана. Если Обама пытался больше вкладывать ресурсов в поддержку торговли, поиске новых выгодных зон, поддержки окружающей среды, то Трамп наоборот будет эти статьи расходов урезать. Количество вызовов перед США, которые постоянно растут, заставляют нового президента делать ставку именно на военный потенциал. И здесь возникает важный вопрос, насколько союзники Штатов будут готовы разделять такой взгляд и увеличивать свои военные расходы. Потому что пока среди государств-членов НАТО только пять стран, которые придерживаются рекомендаций о расходах на оборону на уровне 2% от ВВП.
Есть ли, в связи с этим, отсутствие конкретики в заявлениях Трампа проявлением его слабости или наоборот силы? Ведь это, с одной стороны, может говорить о том, что он до сих пор не определился с системой приоритетов и не понимает, какие инструменты необходимы для реализации той или иной политики. С другой стороны, это может дать США преимущество и способствовать пеговорной позиции, поскольку ни союзники Штатов, ни потенциальные враги не будут знать, что именно Трамп может предпринять.