RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Мир

Большая двойка: с чем Трамп принимает Си Цзиньпина

Лидеры США и Китая обсудят Северную Корею и взаимную торговлю

Лидеры США и Китая обсудят Северную Корею и взаимную торговлю Президент США Дональд Трампа и председатель КНР Си Цзиньпин. Фото: Facebook President Donald J. Trump

На первой встрече с лидером Китая президент США попытается подтолкнуть КНР к более решительным шагам в отношении Северной Кореи. КНДР развивает свою ядерную программу и, по мнению Вашингтона, представляет все большую опасность. Поэтому перед встречей Трамп своей риторикой повышает ставки. Кроме того, лидеры "большой двойки" наверняка обсудят двустороннюю торговлю, ведь Пекин все еще опасается, что США развяжут против Китая торговую войну.

6-7 апреля во Флориде состоится одна из важнейших на данный момент встреч президента США Дональда Трампа — двухдневный саммит с председателем КНР Си Цзиньпином. Ей предшествовали визиты на более низком уровне. В конце февраля Трамп принял в Белом доме члена Госсовета КНР Ян Цзечи, отметив, что страны должны укрепить контакты на высшем уровне и взаимодействовать в международных делах. Госсекретарь США Тиллерсон посетил Китай в ходе своего азиатского турне в марте (кроме Китая, в программе были Япония и Южная Корея), провел совместную пресс-конференцию со своим китайским коллегой, министром иностранных дел КНР Ван И, а затем и встречу с Си Цзиньпином.

Тогда Тиллерсон заявил, что США и Китай чувствуют срочную необходимость решения проблемы Северной Кореи, которая перед этим провела испытания ракетного двигателя высокой тяги, назвав его "новым рождением" ракетной промышленности КНДР, а также выпустила четыре баллистические ракеты, которые упали в пределах исключительной экономической зоны Японии в Японском море. Однако уже вскоре Трамп в характерном для себя стиле заявил, что США способны решить северокорейскую проблему и без Китая. Об этом он сказал в интервью Financial Times: "Китай имеет большое влияние на Северную Корею. И Китай либо поможет нам с Северной Кореей, либо нет. Если китайцы будут помогать, то это будет очень хорошо для Китая, а если они не будут, то хорошо от этого не будет никому. […] Ну, если Китай не решит проблему Северной Кореи, то это сделаем мы. Именно это я вам и говорю". По словам Трампа, проблему КНДР он будет обсуждать на первой встрече с китайским лидером в своей резиденции во Флориде.

Подобрать ключи к КНДР

Вашингтон считает Северную Корею главной угрозой национальной безопасности США. В отдельном интервью FT заместитель советника по нацбезопасности Кэтлин Макфарленд допустила, что уже к 2021 году КНДР может обрести способность нанести ядерный удар по территории США. Впрочем, вряд ли кто-то принял за чистую монету смелое утверждение американского президента. Ранее все попытки США покончить с ядерными амбициями Северной Кореи провалились. Но, словами Тиллерсона, американская "политика стратегического терпения закончилась".

В Сеуле госсекретарь США заявил, что рассматриваются все возможные варианты решения проблемы, в том числе военные, если появится соответствующая угроза американским или южнокорейским военнослужащим или угроза от программы превысит допустимый уровень. Недавно предыдущий министр обороны США Эштон Картер рассказал, что США разработали план превентивного удара по северокорейскому исследовательскому комплексу в Йонбёне еще при президенте Билле Клинтоне, в 1994 году. И хотя такой вариант никогда не следует отбрасывать полностью, он может повлечь за собой масштабный конфликт. Картер предположил, что за американским превентивным ударом может последовать вторжение КНДР в Республику Корея, столица которой — Сеул — находится совсем близко к Демилитаризованной зоне между двумя корейскими государствами. Нет сомнений, что в таком конфликте победит Южная Корея, но это будет сопровождаться "настолько интенсивным насилием, какого мы не видели со времен последней Корейской войны".

По словам экс-главы Пентагона, Китай знает, что фиаско КНДР приведет к созданию единой Кореи, которая будет союзником США. И Пекин не спешит следовать американским призывам. "Они должны показать нам, насколько они обеспокоены. Им нужно оказать давление на Северную Корею. Единственная страна, которая может остановить Северную Корею, — это Китай", — заявила недавно журналистам постоянный представитель США в ООН Никки Хейли. Пока КНР решила ограничиться отказом от импорта угля из КНДР. Пекин придерживается позиции о необходимости обеспечения режима санкций и возобновления диалога. Министр иностранных дел Ван И в марте призвал Пхеньян остановить ракетную и ядерную программы, а США — прекратить маневры, которые раздражают Северную Корею.

Если Китай и в дальнейшем будет проявлять несговорчивость, США могут решиться на санкции в отношении китайских граждан и компаний, сотрудничающих с КНДР, считают некоторые американские специалисты. В арсенале у США также, например, применение кибероружия против Пхеньяна.

По мнению Юлии Курнышовой, американиста из центра "Украинская призма", тема КНДР действительно будет главной на саммите, поскольку уже сейчас требует формирования подхода. А поскольку Трамп и Тиллерсон уже заявили, что курс администрации Обамы — так называемая доктрина стратегического терпения — доказал свою неэффективность, стоит ожидать более активных шагов.

"С другой стороны, есть системные ограничения, которые вряд ли позволят команде Трампа серьезно рассматривать на данном этапе более агрессивные или даже военные шаги в отношении Северной Кореи. Судя по всему, Трамп попытается договориться с Си Цзиньпином, чтобы тот еще больше надавил на дружественный режим. Но если говорить об экономических санкциях, то они малодейственные. Китай время от времени их вводил, а потом отменял под предлогом того, что в Северной Корее гуманитарная катастрофа. Кроме того, недавнее прекращение поставок угля тоже можно объяснить тем, что в прошлом году они достигли рекордных показателей", — прокомментировала Курнышова.

По ее мнению, интереснее, что Пекин может попросить в обмен на давление на Пхеньян. Среди вариантов — прекращение поставок американских систем противоракетной обороны THAAD в Южную Корею, предоставление гарантий уважения, как Пекин это называет, прав Китая в его эксклюзивных зонах в Южно-Китайском море и некоторые договоренности в торговой сфере. Хотя вряд ли, добавляет Курнышова, Трамп способен отказаться от планов по размещению ПРО в Южной Корее, поскольку это серьезно навредит отношениям США с их азиатскими союзниками.

"Трамп анонсировал в своем любимом стиле бравады, что решит проблему Северной Кореи и без Китая. На самом деле, это невозможно, если иметь в виду как активную, так и пассивную роль Китая — если договорятся, что Пекин просто не будет мешать. Поэтому это просто риторика и желание Трампа максимально взвинтить ставки перед встречей. В ходе переговоров он будет демонстрировать, что он вроде бы идет на компромиссы", — уверена американист. По ее мнению, Трамп не будет прибегать к демаршам, рискуя настолько важными отношениями.

Глава Украинской ассоциации китаеведов и старший научный сотрудник Института востоковедения им. А. Ю. Крымского Виктор Киктенко сказал "Апострофу", что США воспринимают Китай как ответственного за происходящее в Северной Корее. И Китай, введя санкции, уже попытался повлиять на Пхеньян.

"Но также мы знаем, что есть резкая реакция Пекина относительно размещения систем ПРО в Южной Корее. Скорее всего, будет попытка достичь компромисса", — добавил он.

Торговые войны и конкуренция

Нет сомнений, что торговля, как и КНДР, будет одной из главных тем встречи Трампа с Си Цзиньпином. Трамп критиковал не только пассивность Пекина в отношении его коммунистического соседа, но и китайскую политику обменного курса: американский президент считает, что КНР искусственно занижает курс юаня. Ранее Трамп угрожал установить пошлины на китайский импорт. Специалистам верилось в это с трудом. Но Трампу, по всей видимости, удалось запутать Китай: в преддверии встречи китайское руководство собрало исследователей и советников для консультаций — на тот случай, если Вашингтон действительно развяжет торговую войну. Политические советники, по информации Reuters, уверены, что Белый дом введет повышенные тарифы для отдельных секторов, где у Китая большой профицит торгового баланса, по сравнению с США. Например, сталелитейной промышленности или мебельном производстве.

На это Пекин может ответить введением налога или других ограничений в отношении больших американских компаний в Китае, ограничение доступа к сектору услуг КНР, поиском альтернативных поставщиков или снижением экспорта потребительских товаров из США. Глава минфина США Стивен Мнучин в марте заявил, что Вашингтон не желает вести торговые войны, но некоторые аспекты двусторонней торговли требуют пересмотра для большей справедливости для американских рабочих. Среди излюбленных предвыборных высказываний Трампа — то, что Китай "ворует" у Америки рабочие места.

"Торговой войны между двумя странами, скорее всего, не будет, потому что это, на самом деле, крайне нежелательно для США", — полагает Виктор Киктенко. По его словам на встрече, кроме торговли, двусторонних договоренностей и ядерной программы КНДР, лидеры могут обсудить вопросы безопасности в Южно-Китайском море и с некоторой долей вероятности нарушения прав человека в Китае.

"Главное, что за последние месяцы произошло изменение позиции двух стран. Если США ослабили свою позицию относительно глобального развития, то Китай фактически взял на себя эту роль, когда Си Цзиньпин сказал в Давосе, что он заинтересован, чтобы мир оставался глобальным. Мы видим некое распределение функций между двумя странами, которые фактически представляют собой "большую двойку", — считает китаевед.

Новые китайско-американские контакты также призваны снизить градус общего напряжения между Пекином и Вашингтоном, вызванного резкой риторикой Трампа (в меньшей степени — уже как президента, а не кандидата). Напряженность американские и китайские власти прячут за фразами об укреплении сотрудничества, общих интересах и взаимной выгоде. "Я с большим уважением отношусь к Китаю. Не будет большой неожиданностью, если мы сделаем что-то, что будет весьма важным и хорошим для обеих наших стран, и я на это надеюсь", — поведал Трамп журналистам FT.

Киктенко отметил значительное смягчение риторики американского президента. "Лидеры двух стран настроены на то, чтобы строить эффективные, прагматичные для каждой стороны отношения. Напряжение будет снято, но не исчезнет конкуренция. Отношения между Китаем и США — это постоянная конкуренция, и она становится все более жестокой. Но это не война. Эти отношения очень важны для обеих стран", — подчеркивает китаевед.

Читайте также

Жертва основного инстинкта: что будет с Трампом после вердикта суда

Несмотря на решение суда, Трамп и дальше может спокойно вести президентскую кампанию

Между Трампом и Байденом: чего ждать Украине от выборов в США

Во взглядах по украинскому вопросу обоих претендентов на кресло президента США имеются нюансы

Получит ли Украина помощь из США: чего ждать от голосования в Конгрессе 20 апреля

Эксперты сдержано оптимистично оценивают перспективы голосования за помощь Украине