Политика США в отношении Украины во времена президента Джо Байдена безусловно изменится. В США уже происходит возврат к определенной коммерческой многосторонней дипломатии, чего не было во времена президента Дональда Трампа. Для Украины очень важным будет возвращение должности спецпредставителя по Донбассу и, в конце концов, полноправное участие США как гаранта Будапештского меморандума в нормандском формате. Такие мысли в эфире программы Апостроф Live на Апостроф TV высказал аналитик отдела проблем внешней политики и международной безопасности Национального института стратегических исследований ВАЛЕРИЙ КРАВЧЕНКО.
- Накануне Джо Байден озвучил список имен претендентов на руководящие должности США. Как эти люди могут повлиять на политику в отношении Украины?
- Во-первых, идет возврат к определенной коммерческой дипломатии, американской дипломатии, многосторонней дипломатии, чего не было во времена президента Трампа. Ведь Трамп очень перетягивал на себя определенные внешнеполитические функции. А при Байдене внешняя политика будет очень отличаться от Трампа, от изоляционизма. Это такое извращенное видение Трампа по лидерству США - каким оно должно быть через изоляционизм и определенные конфликты с другими странами либерального Запада, что совершенно не соответствует понятию лидерства.
США будут возвращаться к определенным истокам, к тому, к чему все привыкли в постбиполярном мире. То есть это политика периода президентства Клинтона, Обамы, Буша-младшего. Это собственное лидерство посредством многостороннего сотрудничества, с помощью альянсов, с помощью присутствия, в том числе и военного, Соединенных Штатов Америки в различных регионах мира.
Ну и есть очень положительное для Украины - стремление сдерживать Россию. Байден очень четко понимает, кто агрессор в этом регионе, и куда ведет эта ревизионистская и реваншистская политика России.
- Какие конкретные шаги нам ждать в ближайшее время, например, от Джейка Салливана, Эврил Хейнс, Энтони Блинкина? Заявлений, шагов - чего нам ждать?
- Я бы хотел верить, что вернется должность спецпредставителя по Донбассу.
- Кто им может быть? Джон Керри?
- Я надеюсь, что нет, честно говоря. Джон Керри - это не лучшая кандидатура на эту должность.
- Но он имеет опыт переговоров с Россией.
- Это так. Но, кроме него есть много других кадровых дипломатов, имеющих подобный профайл. Давайте дождемся определенных фамилий по этим направлениям. Кроме собственно позиции спецпредставителя в Госдепе, я очень хотел бы верить, что и инициатива, которую проталкивала Польша, когда была временным членом Совбеза в 2018 году, а именно - создание должности специального представителя по урегулированию конфликта на Донбассе при ООН, при Совбезе ООН, вновь выйдет на повестку дня. Тем более, мы знаем, что есть назначение нового посла в ООН уже при Байдене.
То есть активизация многосторонней дипломатии США чрезвычайно важна для Украины. Как и, в конце концов, полноправное участие США как гаранта Будапештского меморандума в нормандском формате. Это тоже еще один нюанс, ведь, давайте скажем честно, Волкер работал фактически по собственной инициативе, это инициатива Госдепа. Фактически без мандата он общался о Донбассе, об Украине, защищая наши позиции в переговорах с Сурковым. Но надо формализовать участие США в нормандской формате, чтобы все это было законно, и чтобы мы тоже активно участвовали в формировании позиции по Украине при участии Украины.