RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Мир
Мнение

Клановые войны в Узбекистане: что стоит за слухами о смерти дочки Каримова

Ташкентский клан может пойти на попытку захвата власти в стране

Ташкентский клан может пойти на попытку захвата власти в стране После смерти Ислама Каримова наиболее вероятным кандидатом на пост президента Узбекистана называют нынешнего премьера Шавката Мирзиеева (в центре), представляющего самаркандский клан Фото: пресс-служба президента Таджикистана

В следующее воскресенье, 4 декабря, в Узбекистане пройдут выборы президента, назначенные после смерти несменного лидера Ислама Каримова, возглавлявшего страну с 1991 года. На этой неделе в Узбекистане стартовало предварительное голосование. Наиболее вероятный кандидат на президентский пост — нынешний премьер Шавкат Мирзиеев, представляющий самаркандский клан, как и покойный Каримов. По мнению директора аналитической группы Da Vinci AG Анатолия Баронина, есть признаки того, что вторая основная группа влияния, ташкентский клан во главе с руководителем Службы национальной безопасности Рустамом Иноятовым, претендует на то, чтобы заполучить больше влияния в стране или даже сам пост президента. В частности, именно для этого может быть использована история с предполагаемой смертью дочери умершего лидера - Гульнары Каримовой.

Узбекистан — не Украина и не Европа. На выборах в Узбекистане будут голосовать в основном за действующую власть. Там никто не голосует за оппозицию — голосуют за преемника. Пока что этим преемником является премьер-министр Шавкат Мирзиеев. Но в случае, если кланы не договорятся, возможен и силовой сценарий вариант с приходом к власти господина Рустама Иноятова, председателя Службы национальной безопасности (СНБ). Хотя ранее он не проявлял особых претензий на должность президента.

Мирзиеев — представитель самаркандского клана. Этот клан ориентирован на сельское хозяйство. У Мирзиеева есть подконтрольный бизнес, помимо строительного, это еще и хлопковый, который завязан непосредственно на самаркандское лобби. Учитывая, что покойный господин Каримов был представителем как раз самаркандского лобби, связка здесь очевидна, и наблюдается определенная преемственность. И самаркандский клан может продолжить управлять страной. Иноятов же является представителем ташкентского клана. Ташкентский и самаркандский кланы — наиболее сильные группы влияния в Узбекистане.

На мой взгляд, вопрос состоит не столько в Мирзиееве, сколько в том, насколько Иноятов, руководитель СНБ как ключевого силового органа, который реально влияет на ситуацию в стране, видит точки соприкосновения с Мирзиеевым в качестве возможного будущего президента Узбекистана, насколько он видит свое будущее в случае прихода Мирзиеева на пост президента и насколько представители самаркандского клана стремятся к получению еще больших возможностей в стране, пользуясь кончиной господина Каримова.

Признаков того, что они хотят получить больше власти в свои руки, не было до появления слухов о кончине дочери Каримова Гульнары. Анализ информации о кончине говорит о том, что за распространением слухов стоит непосредственно СНБ, то есть господин Иноятов. Поэтому, если учесть общую ситуацию, то, что это происходит перед выборами, и акцент на критику Мирзиеева (а аналогичный случай был в 2011 году, когда СНБ распространяла критику деятельности премьера), я полагаю, что нынешней информации достаточно, чтобы делать выводы о наличии определенных противоречий. Либо о стремлении ташкентцев усилить свое влияние во власти, как минимум - сохраниться, как максимум - получить большие полномочия и, возможно, даже президентский пост.

На сегодняшний день нет никаких признаков ведения политической дискуссии. Пока что я вижу исключительно попытку проведения специальной информационной операции о гибели Гульнары Каримовой. Мы можем предполагать, что она может быть базой для ведения каких-то кулуарных политических переговоров между двумя ключевыми группами во власти, но говорить о каких-то компромиссных решениях до того, как озвучены претензии второй группы на власть, рано. Пока я вижу, что идет подготовка к теневому решению вопроса. Чтобы реализовать историю с Каримовой в контексте государственного переворота, им необходимо будет признать факт ее смерти и показать труп.

В любом случае, развитие ситуации будет иметь крайне ограниченное влияние на Украину. Украина в данном случае вообще не просматривается в этой партии, поскольку имеет достаточно низкий уровень товарооборота с Узбекистаном и в политических контактах занимает четвертое, а то и пятое место.

Поскольку Иноятов как представитель СНБ и бывший сотрудник КГБ имеет достаточно хорошие связи с официальным Кремлем, мы можем говорить, что специальная информационная операция и действия Иноятова могут быть скоординированы с официальной Москвой. Хотя, опять же, очевидные признаки отсутствуют.

Узбекистан достаточно уязвим с точки зрения его дестабилизации любым игроком. Помимо России, которая влияет на ситуацию в Узбекистане, но отнюдь не играет первую скрипку, влияют также ближневосточные игроки и Китай, который в последнее время активизировался в Средней Азии и фактически доминирует в этих странах. Я бы не стал говорить, что Иноятов может полностью лечь под РФ, поскольку у Китая на сегодняшний день значительно больше возможностей оказывать влияние на Узбекистан. Более того, Узбекистан нуждается в поддержке стран Запада, поскольку на его территории есть та же Ферганская долина, за счет которой ситуация может быть абсолютно дестабилизирована. Поэтому Узбекистану необходимо сохранять контакты с антитеррористической коалицией во главе с США, которая сейчас работает против "Исламского государства".

Если говорить о переговорах или планах по получению власти кланом Иноятова, я не думаю, что вопрос внешней политики играет ключевую роль. Все-таки это достаточно закрытые группы, которые ориентированы больше на решение экономических вопросов как в легальной, так и в нелегальной плоскости.