По итогам второго тура президентских выборов в Польше действующий президент страны Бронислав Коморовский проиграл кандидату от оппозиционных сил Анджею Дуде. Новый президент заслужил репутацию "патентованного русофоба" в России. Он известен своей поддержкой Украины и призывами ввести польских миротворцев в нашу страну. Тем не менее эксперты считают, что внешняя политика Польши не изменится до тех пор, пока там действует прежнее правительство.
О том, что Анджей Дуда выиграл во втором туре президентских выборов, стало известно уже после обнародования результатов экзит-полов. Согласно же официальным данным, он набрал 51,55% голосов избирателей, в то время как действующего президента страны Бронислава Коморовского поддержали 48,45% поляков. Господин Коморовский уже признал свое поражение и поздравил Анджея Дуду с победой.
Победу Анджея Дуды многие эксперты и международные обозреватели назвали неожиданной. Несмотря на его незначительное преимущество по итогам первого тура президентских выборов, именно действующий президент Польши Бронислав Коморовский считался фаворитом второго тура. Об этом свидетельствовали как данные социологических опросов, так и итоги предвыборных дебатов.
Как заявил "Апострофу" Чрезвычайный и полномочный посол Украины в Польше Андрей Дещица, поражение Бронислава Коморовского было во многом обусловлено неучтенными в соцопросах категориями населения, выступающими за более радикальные изменения в стране. "Опросы общественного мнения перед избирательной кампанией и во время нее указывали, что победу одержит действующий президент. Впрочем, сейчас, анализируя победу Анджея Дуды, можно сказать, что в значительной степени социологические компании не учли мнение молодых людей. Скажем так, протестного электората, который не хотел поддерживать никого, который требовал более радикальных изменений в социально-экономической сфере. Они поддержали Павла Кукиза, который по итогам первого тура занял третье место. Из-за этого упал уровень поддержки действующего президента. Во втором туре, когда конкуренция была между двумя кандидатами, молодые люди, выступающие за изменения в Польше, недовольные стабильностью развития Польши и желающие большего, отдали предпочтение новому человеку. Он, конечно, не нов в качестве политика, однако "новый" в качестве кандидата в президенты", — сказал господин Дещица.
По мнению украинского дипломата Маркияна Мальского, занимавшего должность посла Украины в Польше с 2010 по 2014 год, успех господина Дуды во многом обусловлен слабой работой избирательного штаба Коморовского: "Тот успех и положительные изменения, которые произошли в Польше за время президентства господина Коморовского, давали основания полагать, что он будет переизбран. Понятно, что после первого тура выборов начали возникать разные мысли, однако до последней секунды сохранялось впечатление, что успехи государства и громадный авторитет Бронислава Коморовского все-таки позволят ему занять эту должность. Сейчас эксперты дают очень много оценок, приходя, в основном, к тому, что избирательный штаб господина Коморовского недостаточно много поработал в округах и над увеличением количества избирателей, которые должны были пойти на выборы".
Таким образом, Анджей Дуда произнесет слова президентской присяги перед Национальным собранием 6 августа.
Анджей Дуда: друг Украины и "патентованный русофоб"
Новоизбранный президент Польши является представителем оппозиционной польской партии "Право и справедливость". Ему 43 года. Свою трудовую деятельность Анджей Дуда начал в качестве преподавателя юриспруденции на кафедре судопроизводства Ягеллонского университета (Краков). Вскоре после того, как в 2005 году он получил степень доктора права и вступил в партию "Право и справедливость", господин Дуда был назначен на должность заместителя госсекретаря в Министерстве юстиции. С 2008 по 2010 годы он был статс-секретарем в канцелярии президента Польши Леха Качиньского. А после его гибели весной 2010 года в авиакатастрофе под Смоленском Анджей Дуда подал в отставку, впоследствии поработав депутатом от партии "Право и справедливость" на разных уровнях.
В ходе предвыборной кампании Анджей Дуда неоднократно высказывался, что выступает за ужесточение внешней политики Польши в отношении России, поскольку считает, что противоправные действия РФ на территории Украины несут непосредственную угрозу безопасности Польши. "С огромным беспокойством я воспринимаю мнение о том, что с Россией следует договариваться любой ценой. Я подчеркиваю — нет таких экономических интересов, которые послужили бы причиной того, что мы, честные люди, продадим Украину. Сейчас нельзя соглашаться с тем, чтобы Россия проглатывала Украину по кусочкам. Мы несем ответственность за интеграцию европейских государств и целостность границ. Остановка этого процесса станет успехом Европы. Согласие на гнилой компромисс будет ее поражением", — сказал он.
Кроме того, господин Дуда выражал недовольство тем, что в урегулировании украинско-российского конфликта принимает участие не весь Европейский союз, а "только Франция и Германия". При этом в ходе предвыборной кампании он также высказывался за увеличение поддержки Украины, в том числе — за счет возможного предоставления военной помощи и введения на Донбасс польских миротворцев. Впрочем, в ходе теледебатов перед вторым туром выборов, он смягчил эту позицию.
Тем не менее в России крайне настороженно отнеслись к победе Анджея Дуды. Это связано с его предвыборными заявлениями, а также партийной принадлежностью. Дело в том, что партия "Право и справедливость" считается одной из самых антироссийски настроенных политических сил Польши. Ее создателем является погибший в авиакатастрофе над Россией президент Польши Лех Качиньский, а нынешние члены партии рассматриваются россиянами как "фанатики, обвиняющие в крушении самолета польского президента именно Владимира Путина".
В различных интерпретациях российские СМИ наперебой писали, что это — не лучший вариант для РФ, что господин Дуда является "патентованным русофобом" и т. п. Его приход к власти, заявил в эфире LifeNews директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский, еще больше ухудшит взаимоотношения между странами: "В Польше изменится риторика по отношению к России, учитывая заявления Анджея Дуды, который призывал к прямому вооруженному вмешательству в украинский конфликт, который призывал к созданию новых американских баз на территории Польши. Мы можем ожидать, что риторика нового президента станет еще более антироссийской, чем у Коморовского".
Перспективы развития украинско-польских отношений
Что касается будущего украинско-польских отношений, то, по мнению экспертов, их радикального изменения не следует ожидать как минимум до ноября, когда в Польше пройдут парламентские выборы и, возможно, произойдет смена правящей партии. Это, по словам Маркияна Мальского, обусловлено тем, что ключевая роль в определении политики страны в Польше принадлежит правительству: "Президент Польши выполняет достаточно специфическую, я бы сказал, несколько ограниченную функцию в реализации внешней политики государства. Поэтому он, конечно же, влияет на формирование этой внешней политики, но здесь основную роль играет правительство страны", — отметил господин Мальский.
После парламентских выборов, считает польский политолог Лукаш Ясина, польско-украинские отношения могут измениться в лучшую сторону: "Анджей Дуда, по крайней мере на словах, представляет те же ценности, что и Бронислав Коморовский. Порой он даже сильнее подчеркивает поддержку Украины". Впрочем, предполагает старший аналитик Департамента внешней политики и евроинтеграции Международного центра перспективных исследований Ирина Ивашко, Украине все-таки не следует рассчитывать на польских миротворцев. Такое заявление Анджея Дуды она считает эмоциональным и не думает, что оно может быть реализовано на практике. По мнению госпожи Ивашко, украинской стороне нужно брать инициативу в свои руки: "Отечественным дипломатам и власти следует приложить все усилия для того, чтобы сделать взаимоотношения и сотрудничество между странами более эффективным. Нужно по максимуму использовать польский евроинтеграционный опыт, а также их наработки в проведении реформ. Я считаю, что сейчас в этом плане мы не дорабатываем".
При этом Маркиян Мальский отмечает, что дальнейшие отношения Украины и Польши будут определяться рамками стратегического партнерства, существующими между странами. "Внешняя политика Польши концептуально является очень стабильной. Между Украиной и Польшей существует стратегическое партнерство, которое мало зависит от перемены руководства в странах. И президент Коморовский, и Анджей Дуда постоянно заявляли о своей поддержке Украины. На протяжении своего президентства господин Коморовский сделал очень многое, чтобы отстаивать интересы Украины, для того, чтобы продвигать нашу страну в Европейский союз. Польские дипломаты все время демонстрировали, что Украина является надежным, стабильным и стратегическим партнером Польши", — подытожил господин Мальский.
Андрей Дещица тем временем полагает, что избрание Анджея Дуды может иметь и негативные стороны для украинско-польских отношений. По его словам, спорные моменты могут возникнуть, среди прочего, в отношении УПА. "Я думаю, что Анджей Дуда понимает ситуацию в Украине. Об этом он неоднократно говорил в своих публичных высказываниях во время избирательной кампании, а также в ходе телевизионных дебатов. Анджей Дуда высказывался за европейскую интеграцию Украины, за членство Украины в Евросоюзе. Так что я думаю, что поддержка со стороны новоизбранного президента Польши будет такой же, а, возможно, и более активной. Но следует учитывать, что Анджей Дуда является представителем традиционной и консервативной политической среды. Поэтому вопросы исторических противоречий будут на повестке дня наших отношений. Надеюсь, что они не будут их омрачать, но польская сторона станет поднимать их более активно, чем это было раньше. Это касается и воинов УПА", — сказал он.
По мнению господина Дещицы, Польша может поддерживать Украину путем предоставления гуманитарной и военной помощи, создания объединенной литовско-польско-украинской бригады для стажировки украинских военных по стандартам НАТО, помощи в проведении реформ, финансированием модернизации инфраструктуры на украинско-польской границе, а также политической поддержки Украины в ЕС и НАТО. Речь, в частности идет о продолжении санкций в отношении России и признании поддержки территориальной целостности нашей страны.