Президент Турции Реджеп Эрдоган приехал в Москву, встретился с президентом РФ Владимиром Путиным и во время заседания Совета сотрудничества высшего уровня между странами заявил, что Москва и Анкара уже прошли стадию нормализация отношений. Страны теперь могут отказаться от слов "нормализация отношений", потому что уже перешли эту стадию, заверил Эрдоган. Какова была цель визита турецкого президента в Москву, и о чем договорились Эрдоган с Путиным, рассказывает эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Евгений Ярошенко.
Нынешний государственный визит Эрдогана в Москву также предусматривает встречу Совета сотрудничества на высшем уровне. Это говорит о том, что очень много сфер для сотрудничества у этих двух стран. Но больше всего мир и Украину в этом всем визите интересуют договоренности в политической сфере, особенно в отношении ситуации вокруг Сирии. Россия и Турция — и соперники, и партнеры одновременно. И эти страны издавна конфликтовали во многих точках земного шара — Балканы, Кавказ, Черноморский бассейн, Ближний Восток. Но сейчас главная тема для этих двух стран — это сирийский кризис, который в свое время чуть не поставил их на грань войны. Поэтому нынешний визит Эрдогана в Москву был направлен на то, чтобы как-то избежать военных провокаций между странами, одновременно развивая какие-то сферы межгосударственного сотрудничества, где есть определенные точки соприкосновения.
Поэтому можно утверждать, что главная цель этого визита Эрдогана заключалась в том, чтобы обсудить взаимодействие Турции и России в Сирии. Можно сравнить и вспомнить об августовской встреча между президентами двух государств. Она имела очень далекоидущие последствия. Мы наблюдали тогда, что Турция фактически закрыла глаза на то, что Россия и сирийские войска бомбили Алеппо. Но при этом Россия фактически позволила Турции ввести свои войска в северные районы Сирии, а также отогнать боевиков "Исламского государства" и курдов подальше от ее южных границ. Этот визит Эрдогана также повлияет на дальнейшие события в контексте сирийского конфликта. Сейчас важно, чтобы и Россия, и Турция избегали негативных ситуаций при наступлении на город Ракка — столицу ИГИЛ в Сирии. Этот город хотят освобождать одновременно и сирийские войска, и сирийские курды, и сирийская оппозиция при поддержке Турции. Понятно, что существует очень высокий риск столкновения.
Конечно, в этой встрече больше заинтересован Эрдоган. Ведь через месяц, 16 апреля, в Турции будет референдум об изменениях в Конституцию, на котором граждане Турции должны определиться, нужно ли их президенту предоставлять очень широкие полномочия. Поэтому, чтобы избежать каких-то неприятных ситуаций в Сирии, которые могли бы повредить рейтингу Эрдогана, нужно было получить какие-то гарантии прогнозируемости ситуации. Встреча с Путиным определенным образом страхует Эрдогана от возможных рисков.
Путин уже успел заявить после его встречи с турецким президентом о том, что можно уже не говорить о нормализации российско-турецких отношений. То есть если отпадает необходимость в слове "нормализация", то это означает, что отношения возвращаются на докризисный уровень — к инциденту с военным самолетом. Как это будет на практике выглядеть? Думаю, Россия отменит ряд санкций и ограничительных мер против Турции. Однако не все. Потому России выгодно, чтобы Турция была определенным образом в зависимости от РФ. А значит Кремль мог давить на Эрдогана в определенных ситуациях. И Путин прекрасно понимает, что сейчас после попытки военного переворота в Турции эта страна имеет непростые отношения с ключевыми странами Запада.