Не скрывающий пророссийской позиции президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Педро Аграмунт несколько перестарался в продавливании своей "особой линии". Шум вокруг главы ПАСЕ поднялся после его поездки в Сирию вместе с российскими депутатами. Через несколько дней после этого стало известно о химической атаке против мирного населения в сирийской провинции Идлиб. Несмотря на то, что Аграмунт все же признал свою ошибку, депутаты ПАСЕ официально обнародовали требование о его отставке. Сам Аграмунт намекнул, что может уйти, но после выступления короля Испании на заседании ПАСЕ. Однако проблема в том, что в организации нет предусмотренной процедуры импичмента и отставки президента. О том, почему подобные скандалы, связанные с Россией, могут повториться в Европе, "Апострофу" рассказывает экс-генконсул Украины в Стамбуле, глава правления "Майдана иностранных дел" Богдан Яременко.
ПАСЕ – структура с очень большим числом влияний. На нее влияют и страны, и депутаты, и отдельные посольства, политические группы, фракции. Все сейчас сложилось для отставки главы ПАСЕ. Но как технически это реализовать? Если Аграмунт не захочет добровольно уйти, то никак. В четверг, 27 апреля, должен выступать король Испании, после чего, как намекает Аграмунт, он может уйти в отставку. Но спрогнозировать это никак нельзя.
Свое положение Аграмунт подорвал окончательно. Даже если он останется, то как дальше сможет выполнять свои функции? По меньшей мере две трети организации его осуждают. Не может быть избрано должностное лицо, которое не имеет поддержки подавляющего большинства участников этой организации.
Сама организация этот кризис переживет, потому что существует определенный предел. Когда Аграмунт поехал в Сирию с российскими делегатами, это уже была вопиющая ситуация. И есть определенные рамки, а европейцы очень не любят выходить за рамки определенных процедур. Для демократических государств это недопустимо.
Однако сейчас ситуация относительно его отставки упирается в процедуры. Недоверие выражено, поддержки у него нет, а как будет технически реализована его отставка – пока неизвестно.
На будущее Аграмунт не представляет никакой особой ценности для России. Не получилось у него, и что же? Как агент он для Кремля, очевидно, не имеет особого значения. Это теперь его собственные проблемы из-за недальновидности. Но он вел себя настолько вызывающе в плане декларирования, фактически поставил в рамки принципа то, что он должен вернуть россиян в зал (российскую делегацию в ПАСЕ, - "Апостроф"). Но теперь есть большие сомнения в плане его незаангажированности. Каждый может иметь какую-то политическую программу. Если ты хочешь вернуть Россию, при этом ты руководитель такой организации, то ты должен ответить на вопрос: а как же теперь с принципами этой организации? Россия наказана именно за то, что не придерживалась принципов. Фактически он поставил под вопрос мотивы своих действий. Он не выступал от имени организации, а у него есть какие-то свои мотивы. А это – смерть для политиков на Западе, когда твои мотивы ставятся под сомнение.
Это первый скандал такого уровня, который связан с Россией. Скажем так: если он закончится отставкой, то это самые серьезные последствия для европейского политика за его аффилированность с Россией. Но РФ будет продолжать так действовать и дальше. Полезных идиотов, а также просто идиотов достаточно в Европе.