Четвертую неделю продолжается блокирование украинской границы польскими перевозчиками. Участники акции говорят, что блокировка происходит по экономическим причинам. Однако такие действия польских перевозчиков наносят полякам не меньший вред, чем украинцам. Каковы на самом деле причины блокировки фур, почему поляки не пропускают даже гуманитарку и как решить эту огромную проблему – своим мнением в эфире Апостроф TV поделился дипломат, эксперт-международник Руслан Осипенко.
Блокировку границы словаками следует рассматривать как предварительные выстрелы перед двусторонними переговорами, когда мы будем вступать в Европейский Союз. Конечно, если мы сможем получить политическое решение в Европейском Совете, потому что Венгрия уже говорила, что заблокирует предоставление политического решения о начале переговоров.
Читайте: Спецслужбы РФ могут быть причастны к блокированию границ Украины - расследование
Следует понимать, что европейские аграрные ассоциации, перевозчики и другие сферы не готовы к конкуренции с такой большой страной как Украина. Если не ошибаюсь, то с июня прошлого года мы заключили с Европейским Союзом, а не с Польшей или Словакией – транспортный безвиз. Фактически для того чтобы коридоры солидарности позволили нам вывозить нашу продукцию, которую мы производим, поскольку временно мы отрезаны от морских перевозок. И эти пути нам частично заменили поток экспорта, который мы осуществляли морем. И оказалось, что польские перевозчики не готовы конкурировать с украинцами. Они говорят, что украинцы вроде бы обрушили им тарифы. Вроде бы в этом причина.
На самом же деле причина в другом, в политической плоскости. Потому что многие страны ЕС психологически не готовы к тому, что Украина станет членом Евросоюза. Это будет переформатирование не только экономики внутри ЕС, но и специализация некоторых стран изменится. Например, если Польша заявляла, что у нее небольшие хозяйства, а у нас агрохолдинги и условия условия в аграрном секторе разные – у них земля похуже, у нас черноземы – то они не могут конкурировать с нами. Условно говоря, Польша будет выпускать какую-нибудь промышленную продукцию, а мы будем обеспечивать рынок ЕС продовольственной продукцией. То есть это уже смена специализации, к чему не все готовы. Или не готовы конкурировать, как мы видим в том же транспортном секторе. И потому у нас будут сложные двусторонние переговоры со многими странами.
Поэтому нынешние блокировки границы перевозчиками и аграриями следует рассматривать прежде всего в политическом контексте.
Читайте: Блокада границы: Варшава и Киев договорились о совместных действиях
Да, в Польше сейчас сменится правительство. Но правительство, которое будет формироваться, получило политическую мину замедленного действия. Если проевропейское новое правительство пойдет на уступки Украине и Европейской комиссии, то получается, что это правительство не защищает интересы поляков. Мол, предыдущее правительство защищало, а это не будет защищать, если пойдет на какие-то уступки. И это обрушит рейтинги нового правительства. Выхода нет, поэтому временное правительство не спешит решать проблемы, надеясь, что в течение месяца все как-то решится в совместных переговорах Украины, Еврокомиссии и перевозчиков. Но не договорятся и не найдут общих точек соприкосновения, потому что это политическая акция. Причем эта блокировка вредит и самой Польше, потому что также остановлен поток польских товаров, которые шли на рынок Украины, а это огромные средства для польских компаний.
Плюс к тому, перевозчики обещали пропускать гуманитарную помощь и топливо, но и это тоже остановлено – ничего не пропускается. То есть говорим одно – а делаем совсем другое. Потому это вовсе не экономика и не борьба за тарифы на перевозку, а политическая акция. И есть сила, которая поддерживает этих транспортников, блокирует сейчас границу и наносит ущерб национальным интересам не только Украины, но и Польши. И Еврокомиссии также, потому что она заложник невыполнения соглашений, которые она подписала на самом высоком уровне.
Читайте: Забастовка на границах: сколько потеряет экономика Украины и обещают заблокированным водителям