Блокада польской границы для грузовиков продолжается уже полтора месяца. На прошлой неделе был разблокирован КПП "Ягодин - Дорогуск". Но уже на этой неделе самый большой переход на границе снова заблокирован. Как и еще три КПП, которые могут обслуживать грузовые автомобили. Большие надежды были на то, что новое польское правительство во главе с Дональдом Туском решит этот вопрос в кратчайшие сроки, но пока дело не сдвинулось. Когда же фуры наконец спокойно поедут и как изменить ситуацию - в эфире Апостроф TV рассказал директор программы "Школа Министров в Киевской школе государственного управления им. Сергея Нижного", бывший член правительства Польши (министр труда и замминистра экономики) ПЬОТР КУЛЬПА.
- Мы использовали все возможные инструменты. Работали дипломаты, правительственные группы с разных сторон, влияли на Польшу посредством Еврокомиссии. Но до сих пор не удается разблокировать границу, и организаторы говорят, что протест будет продолжаться как минимум до 8 марта следующего года. Как изменить ситуацию?
Читайте: "Я не тряпка какая-то": Зеленский эмоционально высказался о блокаде границы поляками
- На самом деле переговоры идут. Вопрос касается того, чтобы сделать прозрачную систему по обе стороны границы. Переговоры с новым польским правительством положительно повлияют на процесс. А то, что происходит сейчас - это недопустимо. Это очень большой скандал.
- В Еврокомиссии говорят, что у всех права равны сейчас и Украина не нарушает никаких договоренностей, сформированных европейским сообществом. Мы видим, что в блокаде есть определенная доля политической борьбы внутри Польши. На кого она может быть направлена и удастся ли Дональду Туску исправить все ошибки, которые сейчас формируются в отношениях с Украиной?
- Я не вижу политических моментов. Да, есть попытка маленькой скандальной польской партии "Конфедерация", которая вообще на задворках польской политики. Все остальные силы абсолютно против протеста. Но все понимают, что с одной стороны общие заявления, декларации, договора, а с другой - практика, на которую обращают внимание. Я веду речь о внедрении электронной очереди, которая была введена после того, как ЕС снял разрешения на перевозки.
Но я глубоко верю в то, что перед Рождеством будет найден какой-то выход. Новое правительство будет внедрено в переговорный процесс в самое ближайшее время.
Хочу подчеркнуть, что этот протест получил поддержку суда. После того, как войт в Дорогуске отменил разрешение на страйк, то протестующие пошли в суд, который подтвердил право на блокаду. Поэтому здесь очень сложно действовать правительству и диалог является единственным инструментом решения.
- Когда мы говорим о политической составляющей, то указываем на то, что предыдущее правительство оставило такое вот наследство нынешнему. Мол, вы там уже разбирайтесь, когда у вас будут полномочия. Но также звучит тезис, что польская экономика якобы страдает от украинской конкуренции. Насколько она является манипулятивной, поскольку сейчас и польский бизнес говорит о том, что пострадал от блокады границы и огромная группа товаров не едет в Украину?
- Здесь страдают все. Страдают предприниматели - как польские, так и украинские.
Читайте: Почему трудно разблокировать границу: ответ польского министра поразил всех
Сейчас нужно полностью применить тот опыт, который у нас есть - когда Польша и другие страны Центральной Европы входили в ЕС. Но это должно быть применено на равных условиях - без дискриминационных практик и использования механизмов, которые противоречат свободной конкуренции и рынку.
- Однако уже третий человек погиб на границе, а польская сторона не готова идти ни на какие уступки и ситуация только усугубляется. Вот вы говорите о свободной конкуренции. Но в Польше уже заговорили о закрытии агрорынка для Украины на 20 лет после вступления в ЕС. Вы считаете, это разговор о свободной конкуренции? Нам еще нужно 4-10 лет, чтобы стать частью Европейского Союза, а Польша уже выстраивает довольно агрессивную позицию. Сейчас каждый украинец пытается максимально корректно относиться к этой ситуации, потому что знает, насколько нас поддерживает Польша в войне. Но каждый день мы получаем не очень комфортную информацию со стороны поляков о том, как они будут выстраивать с нами отношения в дальнейшем.
- Я считаю, что эти разговоры сегодня не являются официальными. Но хочу сказать, что когда Польша входила в ЕС, то был переходной период - от 6 до 10 лет по разным позициям. Не думаю, что это будет касаться всех продуктов.
Вообще думаю, что это будет касаться исключительно сырья, а не продуктов. И это вопрос Украины, как отойти от сырьевой экономики, а начать переработку сырья на собственной территории.
Просто продажа сырья и завал других рынков дешевым сырьем - это точно не метод развития. Но компромиссы будут найдены.
Вообще вход Украины очень сильно повлияет на структуру ЕС. Сегодня 50 процентов бюджета ЕС идет на поддержку сельского хозяйства. И зачем нужно будет вкладывать эти 50% в поддержку сельского хозяйства, если такие с/х ресурсы будут у Украины, как у члена ЕС и безопасность продовольствия будет обеспечена. Эти деньги можно будет вложить в укрепление военных способностей для возможности сопротивляться агрессии со стороны агрессивной России.
Поэтому все эти вопросы будут решаться. Но этот процесс не будет быстрым. Дай Бог, чтобы Украина как можно быстрее стала членом ЕС. И возможно, что ограничений вообще не будет.
- Но польские эксперты констатируют, когда такой процесс происходил в Польше, Германия не блокировала границы и не создавала препятствия для того, чтобы Польша получила определенные дополнительные возможности для развития. Как нам сейчас наладить диалог, чтобы сохранять максимально дружеские отношения?
- Отношения между Польшей и Украиной очень положительные и хорошие. Если говорить про отношения между государствами, то Украина очень многое делает для Польши, защищая нас перед рашизмом.
Но блокада границы - это не вопрос правительства в Польше. Они наоборот пытаются сделать все. чтобы протест прекратился.
Что касается того периода, когда Польша входила в ЕС. Блокад не было, но были экономические препятствия. Был внедрен ряд директив ЕС, которые очень сильно поднимали уровень капитализации, ограничения работы, вознаграждений для шахтеров и так далее.
Читайте: Поляки вонзили еще один нож в спину: к блокаде границы присоединятся фермеры