RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Мир

Шольц просит огня: сможет ли Берлин заменить американскую помощь

Крупные европейские игроки конкурируют в вопросах поддержки Украины и роста оборонного потенциала НАТО в свете российской угрозы

Крупные европейские игроки конкурируют в вопросах поддержки Украины и роста оборонного потенциала НАТО в свете российской угрозы Фото:

Берлин становится крупнейшим военным донором Украины на фоне политического кризиса в США. 7,6 миллиардов евро, которые Германия планирует выделить на военные нужды нашей страны – четкий сигнал, свидетельствующий о том, что в Берлине понимают последствия для Европы в случае поражения Украины. Канцлер Германии Олаф Шольц в понедельник, 5 февраля, повторил свой призыв к США и странам ЕС продолжать военную поддержку Украины, чтобы противостоять ожиданиям России о снижении этой поддержки. Выступая на пресс-конференции в Берлине с французским премьером Габриэлем Атталем, Шольц подчеркнул необходимость демонстрации непоколебимой поддержки Украины со стороны Запада. Габриэль Атталь добавил, что Франция планирует усилить поддержку Украины, включая финансовую помощь и поставки оружия высокого качества, чтобы помочь Украине защитить себя. Почему именно Германия, которая в феврале 2022 года занимала "осторожную" позицию в отношении помощи Украине, стала в этом плане локомотивом среди государств ЕС, а также на какую помощь Берлина Киев может рассчитывать в текущем году, читайте в материале "Апострофа".

Депутаты Бундестага Федеративной Республики Германия дали зеленый свет общему бюджету на 2024 год, выделяя значительные средства в поддержку Украины, порядка 7,6 миллиардов евро.

Утверждение федерального бюджета прошло на двух последовательных этапах чтения, где за принятие документа проголосовали 388 членов парламента из правящей коалиции, в то время как 279 депутатов высказались против. В текущем финансовом году общий объем расходов правительства Германии может достигнуть 476,81 миллиарда евро, с предусмотренными чистыми заимствованиями свыше 39 миллиардов евро.

Читайте: Война на истощение: журналисты The Telegraph описали сценарий возможного вторжения России в ЕС

Специально для поддержки Украины бюджет включает около 7,6 миллиарда евро. Кроме того, на увеличение бюджета Министерства обороны Германии предусмотрено на 1,8 миллиарда евро больше, чем в прошлом году, из которых 520 миллионов евро будут направлены на закупку военной техники и оборудования для дальнейшей передачи.

Теперь финальное утверждение бюджета лежит на плечах членов верхней палаты немецкого парламента, представляющих 16 федеральных земель Германии – Бундесрата.

В итоге получается, что ФРГ выделит на помощь Украине почти 8 млрд евро, хотя еще в прошлом году федеральное правительство обсуждало показатель в два раза меньше – 4 млрд. Конечно, такие суммы не могут конкурировать с содействием США, но, как отмечают, наблюдатели, следует оценивать также и ту "эволюцию", которую претерпело правительство Олафа Шольца за последние полтора года.

"США остаются ведущей страной, оказывающей нам военно-техническую поддержку, но среди государства европейского континента ФРГ уверенно вырывается вперед. Следует анализировать не только фактические показатели помощи, но и динамику с февраля 2022 года, когда Берлин начинал с поставки нам касок, потом дошли к танкам Leopard, установкам ПВО IRIS-T SLM, Patriot, антидроновым системам и так далее. Да, местами это не совсем новейшая техника, но у нас и такого не было. Важно также, что содействие Украине обсуждается в рамках модернизации Вооруженных сил ФРГ, так как российская агрессия влияет на всю систему безопасности в западном полушарии", - говорит "Апострофу" военный эксперт Иван Ступак.

Рост оборонных расходов и в целом военно-политическая активность федерального правительства в первую очередь связаны с фигурой министра обороны ФРГ Бориса Писториуса, который, как показывают опросы, в плане популярности обогнал канцлера Шольца. Именно Писториус, возглавляющий усилия по модернизации Бундесвера, стал центральной фигурой в процессе внедрения кардинальных изменений в оборонной политике и стратегии национальной безопасности ФРГ в целом.

Вместе с тем амбициозные планы по реформированию Бундесвера натолкнулись на претензии со стороны оппозиционных политических сил. Дело в том, что федеральный бюджет на текущий год, предложенный коалицией, состоящей из Социал-демократической партии Германии (СДПГ), партии "Союз-90"/"Зеленые" и Свободной демократической партии (СвДП), предусматривает достижение цели по расходам на оборону в размере 2% от ВВП страны в качестве обязательства перед партнерами по НАТО.

Представители оппозиционного Христианско-демократического союза (ХДС) резко отреагировали на решение выделить дополнительные 100 миллиардов евро на модернизацию Бундесвера через специальный фонд, утвержденный Бундестагом, предназначенный первоначально для приобретения современного вооружения и военной техники. В ходе обсуждения федерального бюджета стало известно, что именно из этого спецфонда намерены финансировать 8 млрд евро на военную помощь Украине.

Эксперт фракции ХДС/ХСС по вопросам обороны, полковник в отставке Родерих Кизеветтер, в интервью DW выразил обеспокоенность по поводу использования спецфонда для текущих операций и поддержки, а не исключительно для целей модернизации Вооруженных сил ФРГ, что, по его мнению, противоречит первоначальным условиям, заложенным в Основном законе Германии. Он также выступил с критикой в адрес немецкого правительства по вопросу оказания помощи нашей стране, выразил сомнения относительно официально заявленных цифр, которые, по его мнению, "часто выглядят слишком оптимистично". По мнению Кизеветтера, важно проанализировать реальный объем предоставленной поддержки, детально просчитав, что было действительно доставлено Силам обороны Украины в совокупности, так как по его сведениям, за последние два года общий объем помощи Киеву составил 4-5 миллиардов евро.

"Бюджетные дискуссии между ХДС и "светофорной коалицией" в большей степени отражают внутриполитические дебаты в ФРГ и никак не касаются стратегии Берлина в отношении нашей страны. Тем более не стоит полагать, что ХДС против помощи Украине. Нет, напротив, они активно за содействие нам и даже критикуют правительство Шольца за, как они полагают, промедление и недостаточный уровень содействия. Вопрос в механике выделения средств. Указанные 100 млрд на модернизацию Бундесвера – это условно говоря "легкие деньги", которые технически просто достать, но в таком случае размывается сама идея модернизации Бундесвера и оборонной политики Берлина в целом", - пояснил "Апострофу" глава Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик.

Также критики канцлера Шольца указывают на ответственность федерального правительства и лично министра Писториуса за производство 155-миллиметровых артиллерийских снарядов для Украины, отмечая, что оборонная промышленность ФРГ имела потенциал произвести до 400 тысяч снарядов за год, но из-за бюрократических проблем в организации тендеров и контрактов планы остаются нереализованными.

Правительство ФРГ, в том числе ссылаясь на выводы Института мировой экономики в Киле (IfW), который регулярно публикует обновления в своем "Трекере поддержки Украины", обращает внимание на то, что Берлин к октябрю 2023 года предоставил Украине военную помощь на сумму свыше 17 миллиардов евро, что в пять раз превышает объемы поддержки от Дании, второго крупнейшего донора среди стран ЕС. Самым крупным донором, как говорилось выше, остаются Штаты, выделившие с начала открытой агрессии Кремля 71,3 миллиарда долларов, из которых 43,8 миллиарда были направлены на военную поддержку. В список крупнейших поставщиков военной помощи также входят Великобритания, Норвегия, Дания, Польша, Нидерланды, Канада, Швеция и Финляндия.

Если сравнивать в контексте соотношения помощи к ВВП стран, то наиболее щедрыми помощниками помощи Украине названы Литва, Эстония, Норвегия, Дания, Латвия, Словакия, Польша, Нидерланды, Финляндия и Чехия. Япония выделяется как важный источник финансовой и гуманитарной поддержки.

Вместе с тем канцлер Шольц, призвав ранее к увеличению помощи Украине, указал, что объемы вооружений, планируемые к отправке в 2024 году большинством стран, по его мнению, являются недостаточными, а уровень соотношения поставок между странами должен быть более прозрачным. Его замечания были восприняты как критика в адрес других крупных государств ЕС, включая Францию и Италию, за их относительно скромные обещания военной поддержки. Именно после заявлений Шольца Европейская служба внешних связей (EEAS) начала аудит военной помощи Украине от стран ЕС.

С другой стороны, европейские партнеры критикуют Берлин за то, что он, по их мнению, замедляет реформу Европейского фонда мира, предназначенного для в том числе финансирования помощи Украине оружием, с предложенным бюджетом в 5 млрд евро в год для нашей страны.

Расширение фонда, необходимое для частичного возмещения странам ЕС расходов на военную поддержку Украины, сталкивается с препятствиями из-за разногласий между странами по методам его модификации для лучшего соответствия нуждам Сил обороны Украины и поддержки европейской оборонной промышленности. Германия, находящаяся под давлением бюджетных ограничений и требуя, чтобы стоимость поставляемого Киеву оружия учитывалась как ее вклад в фонд, сталкивается с критикой от меньших стран, опасающихся сокращения объема фонда. На фоне этих обсуждений канцлер Шольц на саммите ЕС 1 февраля подчеркнул необходимость включения предложений стран-членов в соглашение по реформе.

Если перевести с бюрократического языка на "нормальный", то между европейскими странами НАТО идет своего рода соревнование, кто наиболее эффективно содействует Украине, а также сдерживает обязательство тратить на оборонные нужды 2% от ВВП. Германия тут выступает, с одной стороны, драйвером, а с другой – раздражителем для крупных европейских игроков, что, в том числе, выражается в критике со стороны Парижа.

Министр обороны Франции Себастьен Лекорню на днях высказал недовольство относительно вышеупомянутых выводов Кильского института, который ставит Париж аж на 13-е место по объему помощи нашей стране за последние два года, с суммой менее одного миллиарда евро. Такие выводы противоречат позиции Парижа, который оценивает свою поддержку Киева как более значимую, но "на бумаге" получается, что лидирующие позиции в плане помощи нашей стране занимают Штаты, Британия, Германия и ЕС в целом.

"Ранее конкуренции между европейскими странами в плане помощи Украине не было, но сейчас она наметилась, особенно в ситуации, когда из стран ЕС Германия вырвалась вперед. Берлин, в том числе, выделяет средства, которые потом идут в качестве компенсации другим странам, которые поставляли нам вооружения. Выводы института в Киле в целом верные, но французы, которым не нравится быть в авангарде с такими расчетами, не согласны. И это, в том числе, будет еще больше стимулировать Париж содействовать нашей стране не только оружием, но посредством подписания двухсторонних соглашений с Киевом относительно поддержки и гарантиях безопасности. Кто именно – Париж или Берлин – тут будет играть первую скрипку, будет видно в ближайшие недели", - говорит "Апострофу" политолог-международник Владимир Воля.

Ради объективности стоит признать, что Франция как государство, обладающее ядерным оружием и развитым ВПК, может и скрывать свои оборонные планы, в том числе, поставки вооружений в Украину. Как следствие, эксперты института в Киле, составляя отчет, могли объективно не знать о вещах, которые для Парижа являются военной тайной.

Читайте: Трамп запугивает республиканцев: Байден обратился в Конгресс по поводу военной помощи Украине

Читайте также

Новое правительство в Великобритании будет позиционировать себя "надежной рукой" - британский профессор Саймон Мабон

Изменения в правительстве Великобритании не должны кардинально отразиться на ситуации с Украиной

Европа хочет заплатить украинцам за границей: а как же те, кто живет под бомбами

Принцип справедливости будет нарушен, если беженцам заплатят за возвращение в Украину, а те, кто никуда не выезжал, ничего не получат

Новини партнерів