В пятницу, 22 апреля, Госдума РФ выбрала нового уполномоченного по правам человека. Омбудсменом стала Татьяна Москалькова, депутат фракции "Справедливая Россия" и генерал-майор МВД РФ в запасе. Сразу после своего назначения она заявила о намерении защищать права граждан РФ во всем мире и от всех "нападок" Запада. Особое внимание Москалькова пообещала уделить ситуации в Приднестровье и Украине. Чего ожидать от нового "верховного правозащитника РФ", - мнение российского журналиста и публициста Леонида Радзиховского для "Апострофа".
Вы знаете, в чем дело? До нее была Панфилова, а ранее — Федотов. Но это не имеет значения. В России вообще никакая должность не имеет никакого значения. В РФ значение имеет одно единственное — с какой ноги встал Владимир Путин. Все.
Все чиновники выполняют указания партии. Точно по анекдоту: "Колебались ли вы в проведении линии партии? - Колебался вместе с линией партии!". То есть все чиновники в России выполняют приказы сверху. Хотя там есть некоторое внутреннее деление. Подавляющее большинство чиновников имеют право на оппозицию "его величеству". Они имеют право быть больше Путиным, чем сам Путин.
Они могут говорить: "Все-таки слишком мы добрые. Недостаточно жестко мы противостоим врагам, американцам, украинцам и еще кому-то..." Это, собственно говоря, политическая оппозиция. Кто такие Зюганов, Жириновский и компания? Это наиболее ярые путинисты. Фанатичные путинисты, которым позволено наезжать на умеренных путинистов с более "ястребиной" позиции.
При этом есть группа чиновников, которым по их роли положено быть более "голубями". Классический случай этого - Федотов, Панфилова. Они имеют право тоже, конечно, на миллиметр, но с противоположной стороны отклоняться от генерального курса. Быть чуть-чуть помягче, на вопросы смотреть пошире...
В случае с Татьяной Москальковой, то я считаю, что она относится к лагерю из 99%, которым позволена риторика более путинская, чем у Путина. То есть она из лагеря путинских ястребов, а не путинских голубей. Но ястребы это или голуби, это все равно птички из одного зоопарка, из двух соседних клеток.
Российский чиновник не может сказать: "Давайте-ка мы завтра введем дивизию имени Дзержинского в город-герой Киев или город-герой Минск!" Аналогично он не может сказать: "Слушайте, чего мы привязались к этой Украине? Свалим с Донбасса и пусть они там сами разбираются". Он имеет право в пределах того поводка, которым он привязан, двигаться на сантиметр вправо и на сантиметр влево. За пределами поводка не положено.
То же будет с новым омбудсменом. Все ее грозные заявления не стоят ломанного гроша. Как и впрочем ее мягкие заявления. Если бы она делала их. Самостоятельных фигур в России нет. Самостоятельных фигур, собственно говоря, ни в одной стране в исполнительной власти быть не может. Человек из исполнительной власти обязан проводить решения сверху. Разница в том, что в западных странах, если чиновник не согласен с решениями руководства, он может подать в отставку и уйти. В России такого случая не было ни одного за 25 лет. И не будет.