На выходных в Минске состоялся жесткий разгон участников оппозиционной акции День Воли. Она должна была стать самой массовой в череде двухмесячных выступлений белорусов, возмущенных декретом №3 главы государства Александра Лукашенко, названного в народе "антитунеядским". Впервые за 23 года правления Александра Григорьевича произошло объединение недовольных социальным положением и политической оппозиции. При этом наблюдатели в Минске отмечают поворот политики белорусской власти в сторону России при нежелании острого противостояния с Минском со стороны Запада.
Дни неволи
В субботу милиция оцепила место сбора участников акции и потребовала от людей покинуть территорию. Тем не менее, минчане продолжали собираться в этом районе. Несколько тысяч человек пошли шествием по проспекту Независимости в сторону Октябрьской площади. Однако против мирных людей были выставлены кордоны вооруженного ОМОНа и водометы. В результате были задержаны сотни людей, включая правозащитников и журналистов (около 50), в том числе иностранных. Как правило, при задержании людей избивали. Задержанных подвергали всяческим унижениям.
В воскресенье в Минске сотни людей вышли на акцию солидарности с задержанными накануне согражданами. Снова − десятки задержанных. Назвать точное количество жертв не представляется возможным, поскольку правоохранители не сообщают ни общественности, ни родственникам имена и места содержания задержанных. Также невозможно сказать, какое количество людей морально поддерживает эти протесты. В авторитарном государстве, которое два десятилетия выстраивал Лукашенко, нет независимой социологии, и перед тем, как ответить на соответствующий вопрос, люди неоднократно думают о возможных последствиях их откровений.
"Письма счастья" как повод вспомнить об истории
Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" Александра Лукашенко появился на свет 2 апреля 2015 года. Согласно документу, все граждане РБ, кто официально не работает в стране, должны ежегодно платить налог равный примерно 300 долларов. В конце минувшего года квитанции о необходимости оплаты получили сотни тысяч белорусских граждан. Откровенное нарушение Конституции (право на труд заменено на обязанность) возмутило большую часть "тунеядцев". Оплатили оброк только десятки тысяч. Остальные, начиная с февраля стали выходить на акции протеста во многих городах Беларуси. Стоит признать, что изначально власти не придали этому никакого значения. Несанкционированные мероприятия вопреки устоявшейся в Беларуси традиции, никто не разгонял. Однако география о количественные показатели росли. И 9 марта Лукашенко в ходе совещания потребовал от министра МВД "навести порядок на улицах".
Стоит сказать, что, собственно, День воли, традиционно отмечаемый белорусской оппозицией, к лукашенковскому декрету, разумеется, никакого отношения не имеет. Праздник этот неофициальный, в этот день в 1918 году была объявлена независимость от Российской империи Белорусской Народной Республики. Для антироссийски, антиимперски настроенных белорусов – это значимый символ, "маяк", к которому стремятся противники русского мира. Для Лукашенко, который пришел к власти в 1994 году на просоветских, пророссийских лозунгах, эта дата всегда была раздражителем. Вплоть до 2000-х годов с максимальной жестокостью разгонялись именно празднования Дня Воли. Однако, весь этот символизм до недавнего времени никак не касался "широких народных масс", как правило, отторгавших идеи максимального дистанцирования от России. События в Украине, угроза белорусской независимости и суверенитету на фоне социальной пропасти, в которой оказались белорусы во главе с союзным РФ Лукашенко, стали детонатором народного протеста, для которого упомянутый декрет стал лишь поводом. Ну, примерно, как для украинцев в 2013 факт отказа Януковича от подписания Соглашения с ЕС.
Западу не до Беларуси, Москва потирает руки
Любопытная деталь. Лукашенко уже заявил, что Запад и Украина финансируют организацию государственного переворота в Беларуси, завозится оружие и взрывчатка, "нужны мордобой и кровь". В Минске уже десятки превентивно задержанных, возбуждено уголовное дело за "подготовку к массовым беспорядкам", а посольство США берет и приглашает Александра Григорьевича в Америку на церемонию по случаю 100-й годовщины вступления США в Первую мировую войну. Таким образом Вашингтон как бы сигнализирует Минску – на многое можем закрыть глаза, только не отдавайся полностью Москве, и Кремлю – мы на Беларусь не претендуем, но не вздумайте организовывать там "маленькую победоносную войну", Лукашенко – сукин сын, конечно, но он - ваш сукин сын.
Нежелание конфликтовать с Минском демонстрирует и весьма сдержанная реакция зарубежья на произошедшее на выходных в Беларуси. Так Евросоюз всего лишь призвал власти РБ освободить "всех недавно задержанных мирных граждан". Об этом говорится в заявлении официального представителя главы дипломатии ЕС Федерики Могерини. "Такие репрессии в отношении свободы слова и собраний противоречат заявленной Беларусью политике демократизации и ее международным обязательствам. Шаги, предпринимаемые Беларусью в исполнение всеобщих основных свобод, верховенства права и прав человека, останутся ключевыми в выстраивании отношений Европейского Союза с этой страной", − подчеркивается в заявлении. Ни намека на санкции.
В свою очередь, Министерство иностранных дел Польши "обеспокоено тем, как власти Беларуси мешали проведению мирного протеста в Минске 25 марта 2017 года». Основания, на которых Европейский Союз хочет строить прочные отношения с Беларусью, - это уважение прав человека и фундаментальных свобод, в том числе свободы слова, права на ассоциации и собрания, а также соблюдение прав всех общественных движений по международным стандартами и обязательствами", - напоминает польский МИД. И снова тишина относительно последствий произошедшего.
"Массовые демонстрации, которые проходят сегодня в Минске являются ярким проявлением демократических устремлений белорусского народа. В течение последних недель тысячи белорусов, несмотря на репрессии и насилие, выходили на демонстрации в защиту своего человеческого достоинства с требованием отчетности от властей. Их самоотверженность вдохновляет. Лукашенко должен немедленно и без всяких условий освободить сотни граждан, задержанных и арестованных за осуществление своего основного права на свободу слова и собрания. Он должен уважать гражданские свободы граждан. Белорусский народ достоин свободы, которая даст возможность определить свое будущее. Правительство Беларуси должно ответить на справедливые требования народа", - заявил Джон Маккейн.
Собственно, на данный момент это и вся реакция "наших западных партнеров".
Затишье перед бурей
На вопрос "Что дальше?" белорусские комментаторы "Апострофа" демонстрируют пессимизм.
Так, по словам писателя и публициста Виктора Мартиновича, "если Европа это съест, будет улучшение отношений с Европой, если не съест - попытка улучшить отношения с Россией". "И то, и другое - ненадолго, до очередного выхода людей на улицы. Дело в том, что проблемы не решены, бедность не ликвидирована, поэтому можно сказать, что мы вступили в протяженный период политической турбуленности", − отмечает он.
"Если не будет посадок на долгий срок и новых исчезнувших политиков, то сильно на отношения с Западом события не повлияют. Мы видим относительно сдержанную реакцию со стороны западных столиц", − полагает политик, бывший кандидат в президенты и политзаключенный Алесь Михалевич.
В свою очередь, политолог и публицист Александр Федута отмечает, что ничего не изменится. "Запад принимает решения слишком медленно, и даже если он решит ввести какие-либо санкции против белорусского режима, то к моменту принятия решений основное число задержанных будет выпущено", − сказал эксперт.
"Россия молча наблюдает за происходящим. В любом случае, нынешние действия белорусского руководства Кремлю понятны и возвращают Лукашенко в прежнее русло взаимодействия с миром. Кроме того, Россию удовлетворяет тот факт, что она к данной ситуации не имеет никакого отношения, и руки у нее развязаны", − добавил он.
По мнению руководителя правозащитного центра "Вясна" и бывшего политзаключенного Алеся Беляцкого, Лукашенко непросто будет "сбить" активность общества, поскольку политический кризис совпал с экономическим. "Он не предлагает способов их разрешения, а, значит, напряжение в обществе будет сохранятся, а противостояние продолжаться", − резюмировал Беляцкий.