По мере приближения выборов власти России разрабатывают множество стратегий для борьбы с протестами в этом году. Хотя недавние демонстрации не стали такими же массовыми, как протесты 2011-2012 годов в Москве и Санкт-Петербурге, они распространились почти на все российские регионы. И в 2017 году режим президента Владимира Путина столкнулся с беспрецедентным их количеством – более чем с тысячей демонстраций только за первые три квартала года.
Путин готовится к переизбранию на четвертый срок в марте, еще несколько ключевых региональных выборов запланированы на сентябрь, и Кремль готовит инструменты для того, чтобы протесты не дестабилизировали страну. Об этом, а также о хитрости властей РФ в будущем подавлении протестов говорится в материале частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor, который есть в распоряжении "Апострофа".
Согласно новому докладу Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), Кремль призывает региональных руководителей найти общий язык с протестующими, в противном случае они рискуют потерять свои должности. Поскольку АПЭК управляет Дмитрий Орлов, который был советником как Кремля, так и правящей партии "Единая Россия", оно может служить надежным источником для понимания мышления властей РФ.
В новом докладе описывается план региональных лидеров по созданию спокойной атмосферы посредством диалога с силами, которые планируют устраивать протесты. Это будет переход от стратегии, используемой во время демонстраций 2011-2012 годов, когда Кремль первоначально принял жесткие меры, прежде чем пойти на ряд компромиссов по требованиям протестующих.
Но ранее демонстранты имели общий набор требований и были сосредоточены в двух главных регионах России, нынешние же протесты распространяются по всей стране и имеют различные требования – начиная от зарплат, экономических проблем и коррупции. Если ответственность за поддержание спокойствия будет передана региональным руководителям, решения могут быть адаптированы под конкретные регионы. Эта стратегия также снимет ответственность с Кремля и даст ему козлов отпущения, если какие-то губернаторы не смогут сдержать протестные движения.
Кроме того, Путин объявил, что оставшиеся подразделения спецназовцев переходят из подчинения МВД в Национальную гвардию РФ. Таким образом, он сможет давать им прямые приказы подавить беспорядки в любой части России. Путин уже расширил полномочия Росгвардии, которая подчиняется непосредственно президенту, добавив ей разведывательные возможности и возложив на нее ответственность за защиту региональных лидеров. Но его последний шаг даст ему возможность решать, где, когда и как бороться с протестами и недовольством в регионах. Такой шаг также забирает некоторые из оставшихся сил из рук МВД и вступает противоречие с функциями ФСБ, а эти две силы долгое время боролись за власть в российских регионах.
Читайте также: Путину готовят удары по четырем направлениям, один из них особо опасен - частная разведка США
Перевод подразделений под руководство Росгвардии не лишен юридических трудностей. Но такое решение дает Путину прямой контроль над единым мобильным подразделением, которое может реагировать на протесты по всей стране, а также лишает элитных конкурентов (особенно тех, которые находятся в службах безопасности) такой власти.
С приближением выборов Путин подготовил себя и свое правительство к протестам, еще больше укрепив контроль над властью в стране и ее институтами, а также обеспечив, чтобы ответственность за принятые против митингующих меры не ложилась только на него.