В России прошли так называемые выборы в Государственную думу. Многие эксперты сошлись на мнении, что ничего общего с демократией эти "выборы" не имели. Кроме того, режим в России стал скорее тоталитарным, нежели авторитарным. В то же время, в российской верхушке происходит нечто странное. Путин вновь закрылся в бункере, на учениях при весьма странных обстоятельствах гибнет один из "доверенных" лиц президента РФ - глава МЧС Зиничев. Все эти события отдаленно напоминают конец эпохи Сталина. Повторит ли Путин судьбу советского диктатора, готов ли президент РФ убивать своих политических оппонентов, и какая роль в патологической ненависти Путина к Западу отведена Украине - в эфире программы "Все по беспределу" с Роксаной Руно рассказал российский политолог и публицист АНДРЕЙ ПИОНТКОВСКИЙ.
- Многие специалисты говорят, что выборы в Госдуму РФ были просто декорацией, а на самом деле Путину это большинство не важно. Что вы можете сказать об этих выборах?
- Выборы являются полной декорацией в России уже в течение последних 15 лет. Я уже перестал участвовать в бесконечных дискуссиях в демократической общественности между умным голосованием и бойкотом. Эта дискуссия бессмысленная. Мы уже живем скорее в тоталитарном режиме, чем в авторитарном. А эта декорация не имеет никакого отношения к народному волеизъявлению.
В последних сообщениях, которые мы получаем, лишний раз иллюстрируется это фантастическое электронное голосование, где результаты противоположные голосованию на участках.
Это уже не интересно обсуждать. Мы живем в той путинской системе, где основной вопрос не технологические фокусы на выборах, а готовы ли преданные диктатору силовики расстреливать столько людей, сколько понадобится. Последняя иллюстрация в Беларуси это показала. Размах народного протеста в Беларуси, если сравнить масштабы населения двух стран, был на порядок выше, чем на пике российских протестов в 2012-2013 годах. Это действительно было рождением такого гражданского общества в Беларуси. Мы лишний раз убедились, что Беларусь – европейская страна. Я бы даже сказал, в значительно большей степени, чем Россия. Но все эти замечательные вещи оказались недостаточными для свержения диктатора. Силовики готовы стрелять, сажать, пытать. К выборам все это не имеет никакого отношения.
- Путин готов расстреливать своих избирателей? Хотя такой необходимости даже нет.
- Пока нет, но он точно готов убивать своих политических противников. Этого ему достаточно. Если вдруг понадобится больше убивать, он это будет делать. У Путина очень серьезные проблемы…
Я бы сказал, это уже не внешняя политика, а идеология или даже квазирелигия режима: ненависть к Западу, стремление взять у него некий реванш за поражение в Третьей мировой холодной войне. Путин неизбежно втянется в какие-то внешнеполитические авантюры и неизбежно потерпит в них поражение.
То, что уже сейчас происходят странные вещи в его окружении – ближайшие соратники со скалы падают, сам он вдруг исчезает и уходит в бункер – это большая политическая потеря для путинской пропаганды. Фактически он заявил всему миру, что его замечательная вакцина "Спутник" совершенно не эффективна. В его окружении заболели десятки людей.
Я считаю, что он как раз врет. Ради чего-то настолько опасного и ущербного для него, что он готов пожертвовать своим основным пропагандистским инструментом – так называемой "мягкой силой" против Запада. Что-то серьезное происходит в бункере. Я думаю, это как раз дискуссия, связанная с этой внешнеполитической квазирелигией и его отчеканенной формулой "они сдохнут, а мы все – в рай". Видимо, даже в самом ближайшем окружении не все согласны с этой формулировкой.
- Этот бункер Путина – такая притча во языцех. То, что он позволил себе уйти в этот бункер прямо перед выборами, игнорируя свой образ мачо, сильного, желанного, как-то пожертвовал этой рекламой.
- Мы с вами работаем, как Инь и Янь. Я с мужской точки зрения, а вы с женской развиваем один и тот же тезис, что Путин пошел на колоссальные пропагандистские репутационные жертвы. Ради чего? Я во главу угла поставил потерю репутации "Спутника", а вы – образ мачо. Что это за мачо, который уже вакцинирован самой лучшей вакциной в мире и вдруг испугался, что он может заболеть? И что это за десятки заболевших в его окружении? Это какой-то бред.
Все это очень напоминает атмосферу в бункере другого российского вождя в 52-53 годах. Тоже исчезали ближайшие соратники. Кстати, видимо, предмет, по которому люди не сошлись в бункере в 52-53 годах, тот же самый. Сталин явно готовился тогда к Третьей мировой войне. В качестве побочных проектов он готовил еще одну зачистку элиты и советский Холокост – громадный еврейский погром. Вот, как вы правильно подметили по-женски, не все с такими вещами охотно соглашаются. Это несогласие привело в одну замечательную ночь с 1 на 2 марта 1953 года к дыханию Чейна-Стокса.
Как будут развиваться события в российском бункере, мы увидим. Мы с вами дружно согласились, что что-то совершенно необычайное есть в этом поведении Путина. И вызвано это какими-то драматическими обстоятельствами.
- Да, но в 1953 году эти четыре человека, которые участвовали в заговоре, имели ресурсы как-то повлиять. Понятно, что ими двигали инстинкт самосохранения и жажда жить. А сейчас мы говорим о том, что зачистили до состояния трусливых и боязливых.
- Совершенно верно. Важны не ресурсы, которые у них есть. Важны люди с политической волей. Тогда нашелся такой мерзавец с политической волей, Лаврентий Берия. Он мерзавец, конечно, но он уберег мир от Третьей мировой войны тогда и от других неприятностей.
Я согласен с вами. Сейчас я не вижу таких людей в окружении Путина. Тем не менее, сейчас происходят чрезвычайные события. Убийство Зиничева – никто из комментаторов уже не сомневается, что это было убийство – и такая самоизоляция Путина с громадными репутационными и политическими потерями.
- Если вы вспомнили про убийство главы МЧС, то какой там мог быть мотив? Я просто никаких конспирологических версий на этот счет не слышала.
- Дело в том, что Путин, как и Иосиф Виссарионович, настолько не доверяет своему ближайшему статусному окружению, занимающему посты генералов, что в последнее время он упорно выдвигал на высокие государственные посты своих обычных охранников – ефрейторов, сержантов. Их знаменитых трое: Зиничев, Дюмин, и самый главный – Золотов. Он выдвигает их на очень важные посты. Вероятно, только их он рассматривал в качестве возможных преемников и тех людей, с которыми он готов поделиться частью своих полномочий, при этом оставаясь у власти. Только им он доверял. Ну вот, один выпал драматически. Следите за Дюминым и Золотовым.
- Он несколько лет работал личным охранником Путина и считался его доверенным лицом, если можно так сказать.
- Да. Совершенно так же, как и два других человека, которых я назвал. Это тоже показатель кругозора вождя, когда он может доверять только своим ближайшим охранникам.
- В этом каком-то чудовищном и, возможно, шизофреническом плане обострения войны с Западом Украина какое место занимает? Я предполагаю, что вечный враг – это Штаты, истерия по этому поводу постоянно льется с федеральных каналов. А Украина?
- Украина занимает сейчас решающее место. Громадное впечатление на всех диктаторов мира произвела та репутационная катастрофа, которая случилась с Соединенными Штатами в Кабуле. Те люди сейчас искренне и глубоко убеждены, что это показатель беспомощности США, ухода Штатов с мировой арены, неспособности защищать своих союзников. Им кажется, что они оказались в шаге от исторической задачи – нанесения поражения веками ненавидимой ими западной цивилизации. Для этого осталось нанести только два поражающих удара: покорить Украину и захватить Тайвань. Вот это два поля битвы, которая пока виртуально разворачивается в мировой политике.
Насколько я могу судить по состоянию дел в Вашингтоне, это понимают в военно-политическом истэблишменте. Конгресс беспрерывно в последние дни вытягивает Блинкена и других крупных чиновников администрации, задавая им один и тот же вопрос: вы готовы выполнять свои обязательства, данные союзникам – защитить их от посягательства диктаторов? И называют именно эти две страны: Украина и Тайвань.
Я думаю, сейчас вероятность военной эскалации в Украине гораздо выше, чем месяц назад, именно потому, что наиболее безумной частью российского руководства завладело убеждение, что Запад слаб, не способен на конфронтацию, и для них создались удивительные и невероятные возможности.