Дональд Трамп дал распоряжение о начале военной операции против правительственных целей в Сирии. Трамп подчеркнул, что ракетный удар был ответом на эту химическую атаку, в результате которой погибли десятки людей, в том числе дети. После того, как США нанесли массированный ракетный удар по войскам Башара Асада, Россия приостановила действие соглашения об обеспечении безопасности полетов авиации в Сирии и призвала провести экстренное заседание Совбеза ООН, забыв о том, что днями ранее она заблокировала резолюцию Совбеза ООН после химатаки войск Асада по городу Идлиб. Кроме заявлений, от Кремля никакой реакции на атаку США авиабазы в Сирии не последовало. О том, чем могут обернуться для России нынешние действия США в Сирии, "Апострофу" рассказывает заместитель главного редактора Foreign Affairs Chronicles Дмитрий Галкин.
Для российского руководства – это очень тяжелый удар. Все предыдущие геополитические и военные достижения в регионе и на Ближнем Востоке в целом, конечно, могут сойти на нет. После этого удара у России возникнет проблема с дальнейшей экспансией на Ближнем Востоке, поскольку непонятно, как будет вести себя руководство Египта, с которым Россия пытается выстроить тесные отношения. И такой же вопрос вокруг ливийских сил, с которыми РФ сейчас сотрудничает. Теперь они увидят, что Россия не ответила на прямой военный удар США по ее союзнику. Но в тоже время очевидно, что Россия ответить не может, потому что в военном плане возможности России не сравнимы с военными возможностями США, да и любой военный ответ приведет к катастрофическим последствиям для российского контингента, расположенного в Сирии.
Российские власти оказались в своего рода ловушке. С одной стороны, они не могут не ответить, не потеряв значительную часть своего влияния в регионе, а с другой стороны – они явно не могут ответить. Поэтому Россия обречена делать какие-то жесткие заявления, или играть на том, что это был единичный случай. Все, что попытаются сейчас предпринять в Кремле, будет рассчитано на внутреннего пользователя, потому что для внешних наблюдателей все более или менее понятно: Россия просто не в состоянии серьезно соперничать в регионе. Это было возможно при Обаме, который не слишком интересовался Сирией и пытался избежать втягивания США в Сирию до последнего момента, и только в последний год Обамы у власти Штаты начали что-то предпринимать. Вот теперь, если США сосредоточатся на решении сирийской проблемы, то возможности России и США несопоставимы. Тогда и настанут тяжелые последствия для России на всем Ближнем Востоке.
Это пока еще не поражение России, но удачный ход США позволяет загнать РФ в такую ситуацию, когда она вынуждена смириться с поражением. Когда же говорят о сигналах, то я не очень верю в диалог США и РФ посредством военных акций. Ведь достаточно позвонить. Потому что, к примеру, как Обама говорил, в сентябре хватило телефонного звонка, чтобы прекратить вмешательство российских хакеров в избирательный процесс Соединенных Штатов. Я не думаю, что для этого нужно угрожать с оружием. Во-первых, эти события означают возвращение США в регион в качестве военной силы, чего не было достаточно давно. При Обаме начиналось, и он был вынужден все-таки втянуться в сирийскую ситуацию: финансировать антиасадовские силы, предоставлять оружие, но все это незначительно. Таким образом, начинается военное возвращение США уже не только в Ирак, где США довольно активно помогают иракской армии бороться против ИГИЛ, но и в Сирию. Причем это произойдет в качестве силы, которая занимается урегулированием противостояния при помощи вооруженного вмешательства. Это не сигнал Путину, не надо ему сигнализировать.
Фактически, чтобы не быть вытесненной из Сирии России придется вступать в военный конфликт - удар ведь был нанесен по авиабазе, которая находится в провинции Хомс, где стоят российские средства ПВО, и россияне о нем были предупреждены заранее. Все понимают, что Россия не решилась сбивать американские ракеты. Ни у кого нет никаких сомнений о поводу того, что произошло. Здесь для России проблема стоит так: либо она должна соглашаться на условия США, что является геополитическим поражением, либо она должна снижать поддержку Асада и выходить из Сирии, что в плане внутренней политики более безопасно, потому что так РФ удастся сохранить лицо перед собственным населением, но с точки зрения геополитики является катастрофическим событием. Скорее всего, она таки попытается договориться с Западом – с более сильным игроком. Есть, конечно, и третий вариант: РФ вступает в конфликт с США и мешает заниматься разоружением и отстранением Асада. Но последствия такого решения легко просчитать, поэтому Россия на подобный шаг никогда не решится. То есть, ситуация для российского руководства фактически за один день стала безвыходной.