Многолетний конфликт между Израилем и Палестиной разгорелся с новой силой. В последний раз такое обострение происходило в 2014 году. Несмотря на многочисленные попытки разрешить конфликт, ситуация не нормализировалась. Что вовсе не удивительно, ибо желание каждой из сторон одинаковы - получить контроль над исторической территорией Палестины. Есть ли шансы разрешить конфликт политическим путем, и какие стороны могут помочь в этом вопросе - в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал директор Центра ближневосточных исследований ИГОРЬ СЕМИВОЛОС.
- Возможен ли политический путь урегулирования эскалации конфликта между Израилем и Палестиной?
- Если говорить в целом о конфликте, то существует формула, принятая всеми сторонами. Историческая Палестина должна быть разделена на две страны с гарантиями безопасности Израиля и гарантиями безопасности Палестины. Но этот официальный мирный план, который был заключен в 93-94 годах, так и не был реализован, поскольку по обе стороны есть немало сил, которые торпедировали этот мирный путь. Тот же действующий премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху начал его торпедировать практически сразу - в 1996 году. Всегда находились силы, которые ставили перед собой задачу не допустить реализации этого плана.
Сегодняшняя ситуация является как раз продолжением этой политики свершившихся фактов. Если предполагалось, что вопрос Иерусалима, вопрос возвращения беженцев или вопрос других оккупированных территорий переносятся на финальную часть переговоров, то израильтяне делают все для того, чтобы не о чем было говорить. То есть чтобы на момент начала этих переговоров практически исчез предмет переговоров. То есть аннексия этих территорий или, условно говоря, захват этих территорий с созданием новых должностей.
- Вы видите какие-то другие варианты встреч? Говорят о встречах в "Ближневосточном квартете" - Россия, США, ЕС и ООН. Такой вариант переговоров может быть эффективным для разрешения ситуации не военным путем?
- Он не может быть эффективным. Вообще ключевой вопрос, на котором сходились все стороны: этот вопрос должен решаться между двумя сторонами. Между израильтянами и палестинцами. Но на сегодняшний момент мы видим, что ни израильтяне, ни палестинцы не способны реализовать этот вопрос. Если, скажем, снова перекладывать на их головы реализацию этого вопроса, то, скорее всего, конфликт будет постоянно тлеть. А потом будет происходить эскалация.
Если по-настоящему хотят разрешить этот конфликт, то надо делать так, как со многими другими конфликтами - путем разведения сторон, создание определенных условий для функционирования двух государств и тому подобное.
- А куда же разводить? Вопрос территорий как раз является одним из ключевых в этом конфликте.
- Абсолютно точно, но тогда надо опираться на какие-то существующие международные документы. Просто проблема в том, что все документы игнорируются. Если "Ближневосточный квартет" примет еще один документ, он так же будет игнорироваться. В этом проблема. Если бы этот конфликт можно было решить просто путем механического распределения территорий, то хорошо.
Но даже в этом смысле конфликт невозможно разрешить, потому что израильтяне претендуют на всю территорию. Если быть честными, на всю территорию исторической Палестины. И значительное количество палестинцев претендует на всю территорию исторической Палестины. Если такие желания накладываются друг на друга, то как разрешить этот конфликт?
- То есть эту ситуацию нельзя решить никаким политическим путем? Что тогда остается - военные методы?
- Мы подошли к сверхсложному вопросу. На самом деле мы знаем, как решались эти вопросы в других странах. Давайте вспомним Косово, но этот вариант здесь не подойдет. Здесь возникает вопрос, прозвучавший от Турции. Там говорят, что надо создать международные силы, которые будут обеспечивать безопасность палестинцев. Это интернационализация конфликта в любом случае. Какой формат, что произойдет - это пока остается открытым вопросом.