Поставщики электроэнергии на железные дороги Украины отмывали деньги в двух фирмах, имеющих признаки "налоговых ям".
Об этом со ссылкой на результаты расследования, проведенного совместно руководством "Укрзализныци" (УЗ) и правоохранительными органами, сообщает сайт "Цензор".
Как установлено, три связанные между собой компании: "Укрэнерготранзит","ГазЭнерго" и "Энерготраст" — закупали электроэнергию у госпредприятия "Энергорынок" и перепродавали железным дорогам. Доходы они переводили на счета более десяти фирм, якобы оплачивая консультационные, консалтинговые и информационные услуги. Далее контрагенты переправляли многомиллионные финансовые потоки в два конвертационных центра.
По словам главы Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина, это классическая схема, которой пользуются при отмывании средств, полученных из госбюджета или от госпредприятий.
Напомним, глава "Укрзализныци" Максим Бланк 11 июня дал указание отказаться от приобретения электроэнергии у фирм-посредников, переводивших доходы в налоговые ямы, максимально увеличив долю прямых закупок на оптовом рынке. Также он поручил подготовить проведение новых тендеров, где будет оцениваться налоговая чистота поставщиков.
"Так случилось, что на протяжении многих лет независимые поставщики не меняются, все они аффилированны между собой. Налицо многолетний сговор с доходной частью 400-500 млн грн в месяц. Налоговая вскрыла эти потоки и сообщила нам", — заявил Максим Бланк.
В 2012 году Генпрокуратура уже пыталась навести порядок в сфере закупок электроэнергии на железных дорогах. Дело в том, что, выиграв в 2009 году тендер на поставку электроэнергии для железной дороги, в 2010 и 2011 годах компания и ЮЗЖД пролонгировали сделку без проведения тендерных процедур. Как выяснили сотрудники правоохранительных органов, за три года "Укрэнерготранзит" получил более 1,7 млрд грн, из которых порядка 100 млн были перечислены на счета фирм, занимавшихся обналичиванием средств предприятий. Прокуратура попыталась получить в Печерском райсуде санкцию на внеплановую проверку ЮЗЖД, но получила отказ.
Как сообщает издание, долгие годы начальником Главного управления электрификации и электроснабжения "Укрзализныци" работал Валерий Людмирский. "Был ли высокопоставленный сотрудник госпредприятия осведомлен о том, что поставщики систематически обирают железную дорогу на сотни миллионов гривен? Ведь схема была классической — как дважды два понятная рядовому налоговому инспектору. Что уже говорить о начальнике управления", — отмечают авторы публикации.
В "Укрзализныце" заверяют, что со своей стороны сделают все, чтобы расследование было доведено до конца, несмотря на возможное противодействие. "Эта схема — самая большая и долговременная, работавшая на УЗ. Люди, связанные с ней, опасны и имеют серьезную "крышу", — резюмировал Максим Бланк.