RU  UA  EN

суббота, 16 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.15
НБУ:USD  41.00
Бизнес

Новости

15 ноября

Все новости

"Цель - слить Новака": журналисты рассказали, что скрывается за арестом экс-главы "Укравтодора"

Центральное антикоррупционное бюро Польши задержало экс-министра транспорта Польши, экс-главу Госслужбы автодорог Украины Славомира Новака. Задержаны и подельники Новака – бывший командир спецназа "Гром" Дариуш Завадка и бизнесмен Яцек Палюха. Подозрения будут предъявлены ряду сотрудников Новака в "Укравтодоре". Новаку выдвинуто подозрение за получение взяток у компании "Альтком", турецкой "Онур" и польской ECM Group. Проведены обыски, изъяты документы.

Об этом говорится в материале UBR.

"Целью кампании СМИ является вывести из-под следствия крупных персонажей и "слить" Новака, сделав его виноватым во всех грехах. Проблема в том, что рынок дорожного строительства в Украине поделен между "Автомагистраль-Юг" (Украина) и Onur Group (Турция). Они контролируют принятие решений по тендерам с "Укравтодором". Участники рынка, не имеющие отношения к ним, не допускаются к тендерам или выступают в роли формальных участников. Основная линия расследования изучает дачу взяток руководству "Укравтодора" представителями этих компаний", – сообщил источник, близкий к следствию.

Следствием установлено, что Новак запросил взятку у владельца "Альтком" Александра Тисленко и директора компании Сергея Павличева за перенос сроков исполнения контракта на постройку участков трассы М-05 "Киев – Одесса" на средства ЕБРР. Строители не пытались оспорить схему.

"В интересах "Альткома" действовали советник Новака Вера Бичуя, первый зампред "Укравтодора" Александр Харченко, начальник отдела международного сотрудничества Анна Юрченко и директор "Укрдоринвеста" Елена Криворучко. Схема такова – Новак с Палюхом создают в Польше предприятие с фондом в 30 тысяч евро, которое "Альтком" должен выкупить за 300-350 тысяч евро", – пишет журналист.

Следствие установило, что представители Onur Group вошли в сговор с Новаком, и компания стала регулярным победителем тендеров "Укравтодора". Контакты между Onur Group и Новаком осуществлялись через Веру Бичую и Яцека Палюху. Предполагалось, что тендер по проекту "Паневропейские дороги" ЕБРР и ЕИБ трассы М-03 "Киев – Харьков – Довжанский", будет выигран, в случае выведения взятки для Новака в отдельное предприятие. Взятка выражалась в виде создания предприятия Onur Polska, соучредителем которого стали стали Новак и Палюх. А Onur Group победил в тендере на строительство автодороги, контракт заключен 21 мая 2018.

Позже, по данным следствия, Новак потребовал взятку у польского бизнесмена из ECM Group Polska Sp. Александра Джози. Партнер Новака Завадка передал Джози просьбу о взятке за содействие в победе в тендере на реконструкцию дорог М-01 "Киев – Чернигов – Новые Яриловичи" и М-06 "Киев – Чоп", с исполнением авторского и технадзора на 1,78 млн евро. Бутусов уточняет, что за получение контракта Джози должен был заключить контракт об услугах с кипрской фирмой DSBS CY LTD, подконтрольной Новаку, на сумму 10% от стоимости контракта (178 тыс евро). Но поляки отказались давать взятку. 19 августа 2019 Новак заявил Завадке, что не собирается содействовать ECM Group в новых проектах. Эти переговоры фиксировались антикоррупционными органами.

Антикоррупционные органы ищут свидетельства существования коррупции в "Укравтодоре", компаниях Onur Group, "Автомагистраль-Юг", "Альткоме" и других.

"Беглого взгляда на то, как организована система дачи взяток компаниями (например, Onur Group) Новаку, достаточно, чтобы понять: взяточничество в Украине вышло на другой уровень. Если раньше взятки передавались в сумках, то им на смену пришли оффшоры. Но в чем не стоит сомневаться, так это не только в желании одной стороны брать взятки, но и в таком же желании и готовности другой стороны – давать", - говорится в статье.