В Украине с 1 мая вводится годовой тариф на газ для населения, который поставщики не смогут повысить до конца апреля 2022 года, даже если за это время стоимость топлива на европейских хабах возрастет. Новая практика назначения годовых цен на газ является пока непривычной для украинцев, однако она хорошо известна потребителям других стран.
"Апостроф" выяснял, какие главные риски такого перехода.
Годовые тарифы в Европе являются общепринятой практикой. Как сообщила "Апострофу" координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети "Опора" Татьяна Бойко, в Украине это не было общим трендом.
Выгода для украинцев, по ее словам, есть только в том, что потребители не будут больше волноваться из-за ценовых колебаний на европейских рынках, от которых зависит ценообразование внутри страны. Однако есть определенные сомнения, что цены, которые выставили поставщики, отражают реалии рынка газа.
"По моему мнению, время для внедрения годового тарифа выбрано не слишком удачно, это связано в том числе с климатическим фактором. Обычно, в это время в Европе уже тепло, отопительный сезон давно закончился, и цена газа ощутимо снижается из-за падения спроса. Однако, в этом году весна в Европе, в том числе и в Украине, оказалась затяжной и холодной, и мы сегодня не видим на европейском рынке привычного для данного сезона снижения цен", - считает она.
Поэтому, как добавила Бойко, годовые соглашения, заключенные по текущим ценам, могут оказаться невыгодными для потребителей - вскоре оптовые цены могут существенно снизиться.
По мнению експерта, стоило бы провести эту акцию ближе к осени, когда цены на газ снизятся, и в Европе сформируется цена, по которой поставщики будут закупать газ на следующий отопительный сезон. Это позволило поставщикам сделать потребителям более выгодные ценовые предложения.
Кроме того, в Украинском союзе промышленников и предпринимателей сообщили "Апострофу", что до сих пор не имеют четкой информации по себестоимости того газа, который добывается в Украине.
Так, президент УСПП Анатолий Кинах отметил, что государственная компания "Укргаздобыча" за год добывает около 15 млрд кубометров газа, себестоимость которого, по разным оценкам, составляет 60-70 долларов за 1 000 куб. (1 670-1 940 гривен по нынешнему курсу).
"Также более девяти месяцев нет публичной информации о том, по какому тарифу НАК "Нафтогаз" закачал голубое топливо в подземные хранилища летом 2020 года, когда цена на газ в Европе была минимальная - 80-100 долларов (2200-2700 гривен) за тысячу кубометров", - отметил он.
По мнению Татьяны Бойко, определить реальную рыночную цену на газ помогли бы рыночные механизмы его продажи поставщикам. Это позволит сформировать более понятную и вероятно более низкую цену, что в свою очередь повлияет и на обоснованность цен, которые поставщики предлагают потребителям.
Однако, другим поставщикам придется закупать более дорогой иностранный газ. Ведь "Нафтогаз", готовясь к внедрению годовых тарифов, уже продал почти весь свой газ (85% годовой добычи) компании "Йе Энергия", принадлежащий олигарху Дмитрию Фирташу.
Ранее "Апостроф" сообщал, что в Украине газовый рынок переходит на новые правила.