RU  UA

понедельник, 6 мая
  • НБУ:USD 39.20
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.20
Город

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Новости

6 мая

Все новости

Триумфальная арка для царя и главный автобан Киева: архивные фото Берестейского проспекта

В Киеве много интересных исторических мест и на ряду с Воздвиженкой, яркой историей обладает самая длинная магистраль города - Берестейский проспект (ранее проспект Победы), который еще 50 лет назад был узкой улочкой с трамваями, тихими перекрестками и зелеными аллеями.

Архивные фото обнародованы на Facebook-странице "Спрага: в Киеве интересно".

Читайте также: Любимое место отдыха киевлян: как менялись легендарные фонтаны с Майдана Независимости

1850-е: Триумфальная арка для царя Александра

Изначально дорога начиналось у нынешнего Воздухофлотского путепровода - здесь был западный въезд в город. Осенью 1857 года до первого приезда в Киев царя Александра II на въезде были возведены деревянные Триумфальные ворота. Увиденное особо не поразило российского императора, и в 1859 году киевские купцы приступили к сбору средств на строительство капитальных ворот. В 1869 году проект был подготовлен архитектором Виктором Гартманом. Но, во время очередного визита, царь отметил, что лучше средства потратить на что-нибудь полезное. На эти деньги было открыто коммерческое училище, которое впоследствии стало институтом народного хозяйства, ныне – Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана. А старую деревянную арку в 1880-х годах снесли.

1900-е: Трамвайная конкуренция за студентов Политеха

В 1902 году открылись вновь построенные корпуса политехнического института – в то время, это была далекая окраина города, далее вдоль дороги располагались Казенные дачи, территорию которых быстро занял завод Гретера и Криванека (Первый киевский машиностроительный завод (бывший "Большевик"). Из центра города к Политеху был проложен трамвайный маршрут "Киевского общества городской железной дороги". Позже здесь пролегла частная трамвайная линия от места, где стояла Триумфальная арка, до дачного Святошино. Таким образом, до нынешней улицы Академика Янгеля городской и частный трамваи конкурировали между собой, поскольку в те годы трамвайные перевозки были очень прибыльным бизнесом.

1960-е: Проспект общественного транспорта

В 1964 году Брест-Литовское шоссе стало проспектом, который можно было считать проспектом электротранспорта. В дополнение к трамвайной линии запустили троллейбус на Нивки, а в 1963 году открылись станции метро "Политехнический институт" и "Большевик" ("Шулявская"). Также, станцию планировали и у Воздухофлотского моста, но эта идея не реализовалась.

1980-е: Главный городской автобан

В 1970-х годах проспект начали капитально реконструировать: строились новые путепроводы, демонтировали трамвайную линию, дублирующую метрополитен. Дорогу расширили до 4 полос в обе стороны. В 1985 году к 40-летию победы во Второй мировой войне магистраль переименовали в проспект Победы, присоединив к нему участок бульвара Шевченко от Воздухофлотского моста до площади Победы (ныне - Галицкой), где был установлен монумент в честь юбилея.

"Проспекту вернули современное (историческое) название в честь древнего славянского города Брест (ныне в составе Беларуси), который во времена Российской империи назывался Брест-Литовск - в марте 2023 года", - отмечается в материале.

Ранее "Апостроф" рассказывал, как изменилась киевская Бессарабка за 160 лет.

Вас также может заинтересовать:

Киев на рисунках Тараса Шевченко: в сети показали, как выглядела столица в начале XIX века

Как выглядел Подол в 1900-х годах: в сети показали уникальные архивные фото Киева

Как отстраивали Киев после Второй мировой войны: фото 1950-х годов