Президент России Владимир Путин будет добиваться снятия западных санкций, потому сейчас вряд ли обострит боевые действия на Донбассе. В то же время, даже если он пойдет на эскалацию, особых перспектив у полномасштабного наступления РФ нет.
Об этом в своем блоге написал российский оппозиционный политик Владимир Милов. Приводим полностью его мнение:
«Для Путина и его окружения главным вопросом остается частичное снятие европейских санкций против России, введенных в июле прошлого года после сбития малайзийского «Боинга» над Донбассом. Те санкции были введены сроком на год, и раньше истечения этого срока отменить их нереально: для этого понадобится консенсус всех 28 стран-членов ЕС, чего достичь невозможно. Но вот продлить эти санкции ‒ непростое дело, тут тоже нужен будет консенсус.
Для этого Путин сейчас пытается сколотить коалицию из пророссийских государств ЕС, которые потенциально могут выступить против продления санкций. Для этого он за последние два месяца встречался с четырьмя лидерами государств-членов Евросоюза ‒ венгерским премьером Орбаном, президентом Кипра (забыл как его фамилия, и неважно), греком Ципрасом (который намерен приехать в Москву 9 мая.‒ ред.) и итальянским премьером Ренци. Среди возможных стран-кандидатов, которых Россия также обрабатывает на вхождение в эту коалицию,‒ Австрия, Чехия, Словакия.
Ситуация здесь такова, что если Путину удастся убедить выступить против продления санкций только «мелкие» страны типа Греции, Венгрии или Кипра, то шансы его невысоки ‒ ЕСовский «крупняк» их продавит, Меркель цыкнет на них и все. Поэтому Путин и Ко делают все, чтобы втащить в эту импровизированную коалицию крупные страны типа Италии.
Насколько это получится, покажет время, но пока в Европе настроения по поводу отмены санкций ‒ не очень, потому что военное напряжение в Донбассе продолжает оставаться серьезным, и произошло, по сути, только затишье, но никакой реальной деэскалации и серьезной демилитаризации зоны конфликта не произошло. К тому же, ближе к июлю сторонники продления санкций наверняка выложат на стол некие более серьезные карты, типа доклада о расследовании причин катастрофы «Боинга» над Донбассом, где виновными, с большой долей вероятности, назовут российских военных (я сразу предполагал, что «Боинг» сбили даже не донбасские сепаратисты, а именно ввезенный через границу российский расчет, так как обезьяны пользоваться сложной техникой и сбивать ею самолеты на высоте 10000 м не умеют).
Почему отмена европейских санкций критически важна для Путина?
С их введением российский бизнес попал практически в полную международную кредитную блокаду ‒ нам больше не дают частных займов. Причем не дают не только компаниям, попавшим в санкционные списки, а на всякий случай всем русским вообще ‒ мало ли куда они вторгнутся завтра, и под санкции теперь уже попадет более широкий круг банков и компаний. В результате Россия столкнулась с беспрецедентным кредитным сжатием на международных финансовых рынках ‒ по свежим данным ЦБ, совокупные внешние заимствования российских банков и компаний сократились с $660 млрд по состоянию на 1 июля 2014 года ‒ до $509 млрд на 1 апреля этого года, то есть более чем на $150 млрд за девять месяцев.
Заместить это кредитное сжатие нечем. На внутреннем рынке наша финансовая система мобилизовывать деньги не умеет, китайцы, вопреки надеждам, не дали нам ничего и не дадут. Экономика столкнулась с крупнейшим кризисом финансирования, которое пока замещают растратой резервов ‒ резервные фонды Минфина за два месяца сократились более, чем на 2 трлн рублей. Но этого ненадолго хватит такими темпами, по триллиончику в месяц.
Поэтому сейчас ключевая стратегия Кремлинов ‒ попытаться отменить европейские санкции, чтобы хотя бы частично возобновить поток западных кредитов в Россию. Для этого Путин и обхаживает доступных для общения глав государств ЕС.
Эта идея провалится с треском, как и предыдущие глобальные идеи прошедшего года. Первой идеей было то, что серьезных санкций против корпоративного и банковского сектора Запад не введет, ограничившись точечными санкциями против чиновников по «белорусскому» варианту. Второй ‒ что Европа к серьезным санкциям не присоединится, в отличие от США. Третьей ‒ что нас зальет финансированием Китай. Все эти надежды не сбылись.
Не сбудется и надежда на отмену европейских санкций в июле. Даже если отмена произойдет, ключевая проблема сейчас ‒ не санкции правительств, а самоцензура европейских банков. Банки уже серьезно переоценили политические риски российских заемщиков, теперь Россия котируется как непредсказуемая страна, способная нападать на соседей, в связи с чем, даже если часть санкций снимут, кредитный поток не возобновится в прежнем объеме ‒ русским будут давать деньги очень мало и очень осторожно. Ну а кроме того, никаких оснований для отмены санкций пока нет, а вот лидеры ЕС, нацеленные на продолжение санкций, явно имеют в руках козыри и ближе к июлю их используют.
Но пока Путин играет в эту игру с попыткой отменить санкции, вряд ли он с новой силой начнет масштабные боевые действия против Украины, пока не станет понятно по поводу окончательного решения вопроса о санкциях (пока он хочет выглядеть «хорошим парнем»). А вот взбрыкнуть, если нарисуется реальная перспектива продления санкций и провалятся усилия по их отмене, может. Как он взбрыкнул в январе с Мариуполем после отмены встречи в нормандском формате (которая планировалась в Астане), после чего встреча все же состоялась в Минске и были подписаны Минские соглашения.
Если европейцы продлят санкции против Путина, можно ожидать эскалации войны в Украине. Впрочем, я сейчас уже не вижу перспектив полномасштабного наступления, так как Украина за год худо-бедно подготовилась, местное население восточных регионов определилось (в том, что оно Путина не поддерживает), и сейчас любое масштабное наступление на Украину завязнет в штурме крупных и средних городов, и Путин получит полноценное и кровавое месиво urban warfare, по типу Сараев, особенно если Днепр попытаться форсировать.
Так что ситуация ‒ пока подмороженная, но опасности сохраняются, так как Путин ‒ неуравновешен, большинство его целей провалилось и непонятно, что дальше. Ближе ко второй половине года можно также ожидать усиления давления на Украину с целью пробить положения новой Конституции о праве вето восточных регионов на вступление в НАТО и т.п.»
Как сообщал «Апостроф», западные аналитики напророчили Путину сразу три войны и развал России.
По материалам: Демвыбор.