Голосовать "за гречку" и другие продуктовые наборы готовы максимум 30% украинских избирателей.
Такое мнение в комментарии "Апострофу" высказала юрист Татьяна Монтян, комментируя последние избирательные скандалы и будущие местные выборы в Украине.
"Гречка" всегда была инструментом предвыборной кампании. Количество людей, которые готовы голосовать за "гречку", — это примерно 30%, из которых только 20% доходят до избирательных участков. Это максимум. Остальных по-другому, как правило, разводят на эмоции", — считает она.
В качестве примера Монтян привела недавние выборы на скандальном 205-м округе в Чернигове, где, по ее словам, один из кандидатов — представитель партии "Укроп" Геннадий Корбан сделал подобное явление "демонстративным".
"Противостоять, мне кажется, этому невозможно. Пока люди будут продаваться — до тех пор их будут покупать. Изменить ситуацию можно разве что сокращением сроков избирательной кампании до нуля и запретом любой визуальной рекламы. "Гречка" становится эффективным инструментом только при чрезвычайно низкой явке, когда приходят только те, кому за это заплатили. Когда на выборы идет большее количество электората, которым не платили, или кто не берет, то "гречка" по определению становится неэффективной", — также считает Монтян.
"Какой смысл идти на выборы, если есть два кандидата, которые скупили весь "желудочный" электорат, и ни один из этих кандидатов абсолютно не нравится нормальным избирателям, которые не хотят голосовать за "гречку" или за деньги? Право каждого человека — тратить свое время на голосование или не тратить. Если они не видят достойного кандидата — то зачем им это делать? Есть, конечно, еще те, кто придет нарисовать какую-нибудь пакость на бюллетене, или те, кто проголосует за другого. Но таких мало. В процентном отношении мы видели, что их намного меньше", — подчеркнула она.
"Но у достойных кандидатов, как правило, нет средств на проведение эффективной избирательной кампании. Если бы избирательная кампания длилась неделю-полторы, и были бы запрещены все эти билборды, то кандидаты писали бы свои программы на листах А4 с двух сторон и все. Тогда и явка на выборах была бы совсем другая. "Гречники" туда бы не ходили, потому что они читать не умеют, а ходили бы те, кто способен прочитать программу и поискать информацию о кандидате дополнительно. Запретить людей разводить на эмоции и покупать их, чтобы на выборы ходили только те, кто способен проанализировать информацию о тех, за кого они голосуют. Других способов нет. Запретами ничего достичь невозможно. Все видели, что Корбан гречку раздавал — но суд сказал, что доказательств подкупа недостаточно.
Березенко и так выигрывал, и чтобы не было никаких разговоров, теперь Корбану говорят, тебе, мол, никто не мешал открыто скупать электорат прямо посреди Чернигова? Вот и не скули, что проиграл, потому что позволили делать все, что заблагорассудится. Не думаю, что Корбану что-то светит на местных выборах осенью. Все "пирамидки" давно уже скуплены Кличко и "молодой командой", — резюмировала Монтян.
Напомним, на довыборах Рады в Чернигове возник ряд скандалов, в частности, с раздачей гречки и продуктовых наборов избирателям.