В конце 2020 года Украина выиграла один из тендеров на ремонт двух вертолетов Ми-17В-5 для Афганистана. Холдинг "Вертолеты России" сразу же заявил, что "украинские предприятия рискуют жизнью американских и афганских военных", а после и вовсе перешел к угрозам.
Об этом сообщает сайт Службы внешней разведки Украины.
Афганские специалисты внимательно ознакомились со всей предоставленной им документацией на ремонт вертолетов, условиям исполнения контракта и без проблем его подписали. Штатный ремонт вертолетов должны были осуществлять украинские предприятия "Мотор Сич" (Запорожье) и "Авиакон" (Конотоп).
Однако в России заявили, что Украина не имеет права на такой ремонт без участия и контроля разработчика и производителя данного типа вертолетов - "Вертолетов России". В холдинге добавили, что актуальная ремонтно-конструкторская документация и запчасти для вертолета в Украину якобы не поставлялись.
"Вертолеты России" заявили, что снимают с себя ответственность за дальнейшую безопасную эксплуатацию машин.
"А напоследок прибегли к угрозам, заявив, что холдинг "проинформирует все заинтересованные российские и иностранные организации и ведомства о внесении украинских компаний в список авиаремонтных предприятий, осуществляющих нелегитимный ремонт вертолетной техники российского производства", - отметили в СВР.
Как добавили в разведке, эту тему "раскрутила" российская пропагандистская машина внутри России и за ее пределами.
Еще в 2001 году правительство США начало закупать для Национального воздушного корпуса Афганистана российские многоцелевые вертолеты Ми-17В-5. Их выбрали потому что афганские военные уже имели опыт полетов на них.
В 2014 году США, после начала агрессии РФ против Украины, остановили реализацию этого проекта из-за нарушения Россией международных норм. Кроме этого, американское правительство начало вводить санкции против РФ, в первую очередь, в отношении предприятий военно-промышленного комплекса.
Однако в России неустанно повторяли, что "без участия и контроля разработчика и производителя данного типа вертолетов" их ремонт невозможен.
Однако, эта кажущаяся монополия не выдерживала критики. Например, в 2015 году Агентство НАТО по обеспечению и закупок (NSPA) объявляло подобный тендер по техобслуживанию Ми-8 ВВС Афганистана. По условиям тендера, претендентами на контракт могли быть только компании, зарегистрированные в странах - членах альянса. Никак не Россия. Конкурс выиграло одно из словацких предприятий.
Следующий аргумент российского холдинга - якобы отсутствие каких-либо прав и легитимность украинской стороны. Конец этим нападкам положило официальное вручение в сентябре 2019 года стратегическим советником от США Дональдом Винтером тогдашнему министру обороны Украины Андрею Загороднюку сертификатов Соединенных Штатов, которые позволят предприятиям украинского оборонно-промышленного комплекса ремонтировать вертолеты типа "Ми" для иностранных заказчиков.
Более того, украинские производители за много лет накопили такой опыт по техническому обслуживанию и ремонту вертолетной техники внутри страны и за рубежом, что всяческие сомнения в их квалификации и надежности остаются только информационной пеной.
Читайте также материал "Апострофа": Между молотом и наковальней: зачем Зеленский влез в войну США и Китая за "Мотор Сич".