Случайный военный лозунг Киева "Российский военный корабль, иди на***" оказался в центре ожесточенной битвы за товарные знаки между Государственной пограничной службой Украины и Ведомством интеллектуальной собственности Европейского Союза (EUIPO).
Об этом сообщает издание Politico.
Впервые данное выражение было употреблено в смелом ответе украинского солдата российскому военному кораблю, требующему капитуляции, когда он готовился атаковать Змеиный остров в Черном море в первые часы вторжения. За прошедшие два года эта фраза стала символом устойчивости Киева перед Москвой. Однако по мнению органов защиты интеллектуальной собственности ЕС, он не соответствует требованию стать товарным знаком.
Читайте: Послал русский корабль на***: Украине удалось освободить настоящего автора знаменитой фразы
Это поставило украинских пограничников в тупик. "Мы считаем, что авторство такого товарного знака должно принадлежать государству Украина… как подтверждение решительности и непобедимости украинских пограничников. Нужно отдать должное защитнику, который своим поступком, решительной демонстрацией стойкости вдохновил народ, Украину и мировое сообщество", - заявил в комментарии изданию официальный представитель Пограничной службы Украины Андрей Демченко.
Юристы из Брюсселя Андрей Буковник и Тарас Кульбаба впервые подали заявку на товарный знак еще 16 марта 2022 года на имя солдата — с разрешения его семьи — который первым произнес эту фразу.
Юристы заявили, что это "уникальная возможность сделать что-то большее" и способ опередить то, что они говорят, исходя из опыта, неизбежно произойдет: кто-то другой заявит права на товарный знак.
Это также способ гарантировать, что никто больше не получит выгоду от этого лозунга.
В настоящее время на различных торговых площадках продаются разнообразные коммерческие продукты с вариациями фразы "Русский военный корабль: иди на ХХХ". Однако ни Украина, ни солдат, который был захвачен Россией и позже освобожден в результате обмена пленными, не могут сделать ничего, чтобы помешать другим заработать деньги на его крылатой фразе, говорят адвокаты.
В письме, отправленном в июле 2022 года, EUIPO заявило, что этот лозунг будет воспринят как "противоречащий общепринятым принципам морали, поскольку он направлен на [...] финансовую выгоду от того, что повсеместно считается трагическим событием" — масштабной войны России в Украине.
"Первый отказ был действительно оскорбительным", — сказал Буковник. "Это было очень обидно, потому что они сказали, что солдат будет наживаться на войне на своем собственном заявлении, которое он сказал российскому военному кораблю во время войны".
Чтобы обойти обвинения в военной спекуляции и из соображений безопасности, связанных с раскрытием имени солдата, Буковник и Кульбаба передали заявление в Пограничную службу Украины.
Тем не менее, в декабре 2022 года офис снова отклонил заявку и пошел еще дальше, возразив, что она использует "ненормативную лексику с оскорбительным сексуальным подтекстом".
"Даже если этот знак следует рассматривать как послание храбрости и мужества, он банализует российское вторжение и использует знак просто как инструмент для продажи таких товаров, как драгоценности, игрушки, одежда, кошельки и т.д.", — отметил эксперт.
"Это свобода выражения мнений", — сказал Буковник. "Если в нем есть слово "ХХХ", то это было сделано в очень особенный момент. В таких ситуациях невозможно подвергать цензуре людей".
Буковник и Кульбаба подали апелляцию в феврале 2023 года, но EUIPO отклонило ее, заявив, что этой фразе не хватает "отличительного характера", то есть она не может идентифицировать и отличить товары или услуги компании от товаров и услуг другого происхождения.
Буковник сказал, что это решение также было неожиданным, поскольку он считает, что это "очень уникальный лозунг", явно связанный с конкретным событием на Змеином острове, крошечном, но стратегически важном острове в Черном море.
"Этот закон нельзя сравнивать ни с чем другим в истории закона о товарных знаках в Европе", — сказал он. "И я думаю, что совершенно очевидно, что [...] потребители будут знать, откуда происходят товары, если они отмечены таким товарным знаком".
В то же время профессор права интеллектуальной собственности в Стокгольмском университете Элеонора Розати говорит, что подобные случаи редко имеют счастливый конец.
"Я не верю, что эта заявка когда-либо будет успешной", — сказала она. "Это безнадежное дело с самого начала". Она добавила, что было множество примеров неудачных заявок на товарные знаки — от "Je suis Charlie" до "Black Lives Matter", — которые сталкивались с аналогичными препятствиями.
"Подобные фразы, выражающие политические взгляды, скорее всего, будут отклонены, поскольку ведомство считает, что существует проблема различимости, а это ключевые требования к защите товарных знаков", — сказала она.
Хотя адвокаты были разочарованы постоянными отказами, Буковник и Кульбаба заявили, что не намерены отказываться от дела, и подали еще одну апелляцию в феврале. "Когда мы подавали заявление… мы сказали, что, хотя мы подозреваем, что офис может выдвинуть некоторые возражения против заявления, мы будем продолжать бороться за него, пока сможем", — сказал Кульбаба, являющийся украинцем по национальности.
Напомним, что после ввода в обращение марку "Русский военный корабль" продавали за 20 тысяч гривен.
- Читайте также:
Марки "Русский военный корабль" с печатью и автографом автора фразы продают за тысячи долларов: фото
"Русский корабль, иди нах**!" В Украине "оживили" знаменитую марку