Залогом успешного формирования государственных органов являются такие факторы, как вызовы времени, политическая воля и профессиональный подход исполнителей, и запрос на формирование органов, которые будут заниматься расследованием коррупции чиновников был значительным в 2014 году. Однако, темпы формирования новых органов в пост-майданный период были не высокими.
Об этом рассказал Роман Портянко, глава аналитического центра "Реформатор" в своем блоге для "Апострофа".
Как пишет автор, законопроект о Национальном антикоррупционном бюро был принят 14 октября 2014, избрание руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры произошло 30 ноября 2015. Избрание главы ГБР заняло более чем 1,5 года, еще через год Бюро начало работать. Таким образом от подписания президентом закона о ГБР 14 января 2016 до начала осуществления правоохранительной деятельности (27 ноября 2018), прошло более 2,5 лет.
"Ситуация с Бюро экономической безопасности совсем иная. Процесс избрания Бюро занял 3 месяца, конкурс по избранию первоначального состава Совета общественного контроля занял меньше месяца. Этот процесс был быстрым, но проходил с соблюдением сроков, предусмотренных законом… Бюро экономической безопасности - это не классический силовой орган, сотрудники которого сначала кладут "мордой в пол", а потом начинают разбираться, что очень не нравится бизнес ассоциациям, которые квалифицируют такие действия как давление. БЭБ несет в себе аналитическую функцию предотвращения преступлений, которые вредят экономической безопасности. В составе органа будут работать как классические детективы и оперативники, так и аналитики, ИТ-специалисты по киберзащите", - указал эксперт.
Для предотвращения преступлений, которые несут многомиллионные убытки экономике и государственному бюджету, по словам автора, нужно проводить аналитическую работу, давать рекомендации органам центральной власти и прогнозировать необходимые изменения в законодательстве.
"Что касается политической воли и профессионального подхода, то пока можно отметить только положительную динамику, как в плане принятия закона и избрания директора, так и после этого. Без преувеличения, менее чем через месяц после избрания директора БЭБ проделана работа, которая в случае других органов затягивалась на долгие месяцы. Что самое важное, создание Бюро экономической безопасности, хотя и предполагается меморандумом с Международным валютным фондом, но происходит без побуждения к действию со стороны иностранных партнеров. Государство начинает понимать, в чем нуждается, и реализовывать это", - подчеркнул Роман Портянко.