Российская пропаганда, транслируемая за рубеж, похожа на информационную войну, цель которой не убедить противника, а запутать, сбить с толку, внести раздор между союзниками.
Об этом говорится в материале российского издания Слон.ру.
В материале говорится, что российская пропаганда использует приемы, которые были описаны еще в первой половине прошлого века.
"Эффективность их не меняется, потому что российский пропагандист, как и любой другой, пользуется дефектами логики и искажениями восприятия, присущими любому человеку независимо от его национальности и эрудиции", — говорится в материале.
Так одним из методов является "навешивание ярлыков" или Name-calling.
"Это самый простой и очевидный прием, используемый в российской пропаганде, транслируемой как на домашнюю, так и на зарубежную аудиторию. К идеологическому противнику пропагандист применяет слова, вызывающие у слушателя исключительно негативные ассоциации. С их помощью можно манипулировать страхом и ненавистью. В сегодняшней российской пропаганде — это "хунта", "бандеровцы" и "фашисты", — говорится в материале.
Следующим методом является "сверкающие обобщения" или glittering generalities.
"При помощи таких обобщений пропагандист переносит вес некоего универсального понятия на свое сообщение с целью убедить слушателя принять его, не подвергая сомнению. Такими понятиями могут быть "народ", "патриотизм", "духовность" или "традиционные ценности", — говорится в статье.
Еще один метод "перенос" или transfer device.
"При помощи этого приема пропагандист для усиления своего сообщения пользуется именем некой личности, организации, социальной группы или общественного института, обладающего престижем или влиянием в обществе: например, священников или ветеранов. Перенос тесно связан с использованием ярких образов: национального флага, религиозных символов, портрета президента. А может быть и наоборот: чтобы подчеркнуть злодейскую сущность украинской власти и угнетение русскоязычного населения Донбасса, в выпусках новостей используются архивные кадры с марширующими гитлеровскими солдатами, а в статьях — натянутые исторические аналогии", — отмечает автор материала.
Следующий метод — "свидетельство" или testimonial. Пропагандист может привлечь на свою сторону как эксперта по какому-то вопросу, так и просто популярного у зрителей человека, чьи политические взгляды не имеют никакого отношения к его таланту или успеху. Примером может служить французский актер Жерар Депардье, который радовался получению российского паспорта.
Еще один метод носит название "простой парень" или plain folks.
"Кадры, на которых Обама с аппетитом уплетает гамбургер, а Путин рыбачит, — классический прием "простой парень", — отмечает издание.
Целью этого метода является демонстрация избирателям "я такой же, как вы".
"Туз в рукаве" или Card stacking — относится к избирательному использованию фактов, когда одни замалчиваются, а другие, второстепенные, наоборот, выпячиваются.
"Запрыгивай на телегу" или Bandwagon — это апелляция к большинству, к стадному инстинкту, присущему любому человеку.
Еще один метод — это логические уловки, которые искажают логику, приводят к разрыву между предпосылками и выводами, приводящие к неверной аргументации.
"Какнасчетизм", термин который появился в 2007 году с подачи американского журналиста Эдварда Лукаса.
"В ответ на любую критику в адрес России те, пишет Лукас, прибегали к старому аргументу советской пропаганды: в России нет свободы прессы — а как насчет нарушений свободы слова в самой Британии? Прием этот в советской прессе был настолько популярен, что про него есть классический анекдот. "Голос Америки" спрашивает у армянского радио: "Какая зарплата у советского рабочего?" После долгой паузы армянское радио отвечает: "А зато у вас негров линчуют!", — говорится в материале.
"Какнасчетизм" в современном виде — это модификация классической логической ошибки (или уловки), то есть "сам такой": вместо того, чтобы ответить на обвинение по сути.
Следующий метод "анекдотическое свидетельство" — это частный случай, который пропагандист использует, чтобы сделать некий общий вывод, подтверждающий его точку зрения. Например, когда личный опыт одного человека используется как доказательство общей картины.
"Пугало" — при помощи этого приема пропагандист подменяет аргумент своего оппонента на неверный, более слабый или глупый и спорит с "соломенным чучелом".
"Ложная дилемма" — пропагандист ставит слушателя перед вымышленным выбором только из двух взаимоисключающих вариантов. Например: "У России может быть только свой, особый путь развития, иначе она погибнет". В действительности у России может быть масса возможных путей, ни один из которых не приведет к распаду страны.
Это только часть уловок, которые используются в российской пропаганде.
Как сообщал "Апостроф", журналист российского телеканала НТВ Константин Гольденцвайг рассказывал, как работает российская пропаганда.