Помимо того, что работы по запуску экспресса "Киев – Борисполь" выполнялись целым рядом малоизвестных фирм, зарегистрированных по адресам массовой регистрации, самой большой аферой стала разработка специального билетного сервиса.
Об этом сообщает zn.ua.
"Дело в том, что железная дорога имеет билетный сервис booking.uz.gov.ua, разработанный еще в 2017 году. Вместе с обновлениями и расширением функционала он обошелся УЗ в сумму порядка 6,5 млн грн. Следует отметить, что этот билетный сервис обеспечивает возможность покупки электронного билета на все маршруты железной дороги. Кроме маршрута Киев—Борисполь. Потому что на УЗ решили, что "Бориспольскому экспрессу" нужен собственный билетный сервис. И оценили его в 21 млн грн. То есть в три с половиной раза дороже, чем сервис для остальных маршрутов страны", - пишет издание.
При этом, непонятно, что такого особо в сообщении "Киев-Пассажирский - аэропорт "Борисполь". К тому же непонятным остается и тот факт, зачем нужны ли пассажирам два отдельных билетных сервиса для услуг одной компании-перевозчика.
"Разработку нового сервиса поручили ООО "Виртуальные технологии и системы". Причем сделали это безальтернативно. В октябре "Південно-Західна залізниця" обнародовала переговорную процедуру с ООО "Виртуальные технологии и системы" на 21 млн грн, в которой, кроме названия закупки, не было указано никакой другой информации. Обоснованием переговорной процедуры определили "необходимость осуществить дополнительную закупку у одного и того же поставщика", - добавляет издание.
В самом деле, такое основание для проведения переговорной процедуры законодательством определено, но: ООО "Виртуальные технологии и системы" никогда раньше не заключало договоров с "Південно-Західною залізницею", и разработчиком имеющегося билетного сервиса booking.uz.gov.ua являются не "Виртуальные технологии и системы", а совсем другая компания — ООО "Универсальные информационные технологии".
Последнее подало жалобу в коллегию Антимонопольного комитета о нарушении прав компании путем проведения неконкурентной процедуры. И тут якобы контракт железной дороги должен бы сорваться, но не тут-то было.
На заседании коллегии АМКУ железнодорожники делают заявление, что предметом закупки являются не услуги, а работы, и, соответственно, жалобщик должен уплатить сбор за рассмотрение жалобы не 5 тыс. грн, а 15 тыс. И АМКУ прекращает рассмотрение жалобы.
Проблема в том, что отличить услуги от работ довольно сложно. К тому же в самой закупке это нигде не отмечается. Коллегия АМКУ заняла позицию заказчика, но могла занять и позицию жалобщика, который при подаче жалобы не мог знать, работы или услуги являются предметом закупки и какой именно сбор надо платить.
Так 10 тыс. грн. государственной пошлины в бюрократической системе страны превращаются в 21 млн грн. потенциальных убытков.
В тот же день "Укрзалізниця" заключает договор с разработчиком нового билетного сервиса, который должен завершить работы до конца года.
Однако уже во время рассмотрения жалобы появились новые подробности этого дела: на самом деле переговоры между "Укрзалізницею" и ООО "Виртуальные технологии и системы" продолжаются еще с лета, а сам билетный сервис уже разработан и передан в тестовое использование железнодорожникам.
Согласно протоколу "Південно-Західної залізниці", первая встреча по вопросу билетного сервиса с ООО "Виртуальные технологии и системы" состоялась еще 10 июня. Других разработчиков программного обеспечения на это мероприятие не приглашали.
Новый сервис для "Бориспольского экспресса" размещен на домене travel.uz.gov.ua. Однако после публикации ссылки на этот сайт, который оказался почти точной копией старика booking.uz.gov.ua, доступ к нему внезапно исчез. Правда, сравнивая скрины этих двух сервисов, сложно определить, чем новый travel.uz.gov.ua отличался от уже имеющегося booking.uz.gov.ua.
Конечно, после утечки информации железнодорожникам и ООО "Виртуальные технологии и системы" придется, по крайней мере внешне, вносить изменения в "новый" сервис, что займет определенное время. Возможно, именно поэтому пока билеты на Борисполь недоступны онлайн.
Как сообщал "Апостроф", ранее со скоростным поездом Киев-Борисполь снова случились проблемы. На этот раз не запустился двигатель.