Журналистка, правозащитница и общественный деятель Мирослава Гонгадзе в память о вкладе ее мужа, Георгия Гонгадзе в защиту свободы слова и становление независимой журналистики в Украине рассказала о последнем дне своего мужа, убитого 17 сентября 2000 года.
Эпизод из проекта будущей книги опубликован в колонке Мирославы Гонгадзе на сайте "Украинская Правда", где Георгий был основателем и первым главным редактором.
Читайте: Ко дню рождения Гонгадзе в сети вспомнили его яркие пророчества по агрессии России
""Надеюсь, будет хорошая погода, и я смогу взять с собой детей", – подумала я, просыпаясь и медленно открывая глаза. Солнце пыталось попасть в нашу комнату сквозь тяжелые шторы. "Слава Богу! Похоже, таки будет хороший день". Я наблюдала, как солнечный луч коснулся лица мужа, еще тихо дышавшего рядом во сне", - так писала вдова журналиста об утре 16 сентября, когда она в последний раз увидела мужа.
Георгий Гонгадзе с супругой Мирославой и дочерьми Наной и Соломией
Говоря про Георгия, Мирослава отметила: она влюбилась в него с первого взгляда благодаря "лицу идеальной формы".
"Прямой нос, широко расставленные глаза, светлые волосы и сильная челюсть привлекали меня с той же интенсивностью, что и прежде", - пишет она про внешность своего супруга.
Также Мирослава добавила, что Георгий не боялся смерти.
"В мире встречаются люди, которые не боятся смерти: они живут так, будто нет препятствий, нет ограничений. Они знают свое предназначение и готовы ради этого жертвовать всем. Они живут моментом – как будто завтра нет. Он был одним из них", - пишет вдова.
На тот момент они арендовали двухкомнатную "сталинку" на третьем этаже по Красноармейской улице в Киеве. Георгий уже тогда чувствовал, что за ним следят. Это происходило в 1999-2000 гг.: тогда были выборы президента, Леонид Кучма был переизбран на второй срок.
"Он становился уязвимым и нуждался в поддержке, когда чувствовал себя одиноким, растерянным или попадал в какие-то неприятности. Как и раньше в том году, когда он звонил из телефонной будки где-то на Манхэттене. "Скажи, что ты меня любишь", – умолял он по ту сторону океана на пересечении веков, накануне нового 2000 года. И я знала: что-то происходит”, - написала Мирослава о том, что переживал ее муж в последние месяцы жизни.
16 сентября 2000 года около 22:30 Георгий Гонгадзе ушел с работы, но дома так и не появился. Его исчезновение вызвало большое беспокойство не только у его родственников и друзей, но и среди политиков и журналистов.
"Милиция планировала выкрасть Георгия накануне вечером, в пятницу 15 сентября. Но что-то пошло не так в заранее спланированной операции МВД, и они задержали его 16 сентября. Четверо сотрудников милиции под руководством генерала Пукача толкнули моего мужа в машину, когда он шел домой. Они привезли его в лес под Киевом, задушили его ремнем и зарыли тело на месте. Позже один из убийц, генерал Пукач, вернулся, отрезал голову труппу моего мужа, сжег тело и снова закопал его", - написала вдова Гонгадзе.
Останки мужа Мирослава увидела только через два месяца.
"Через два месяца в местном морге я увидела то, что осталось от моей любви. Идентифицировать его было невозможно. Прокурор хотел, чтобы я сказала, что я не могу идентифицировать тело. Нет тела – нет преступления. Я пыталась сказать правду и написала в протоколе: "Это тело с большой вероятностью принадлежит моему мужу Георгию Гонгадзе" ", - вспоминает журналистка.
Напомним, Верховный суд Украины приговорил бывшего начальника Департамента внешнего наблюдения Министерства внутренних дел, экс-генерала Алексея Пукача к пожизненному заключению за убийство журналиста Георгия Гонгадзе.
Вас также может заинтересовать:
Умер бывший глава СБУ Леонид Деркач
Более 30 лет в спецслужбах: чем запомнился Украине Евгений Марчук
Исторические кадры: в сети вспомнили знаковые фото борьбы украинцев за свою независимость